Витте годы жизни. Витте сергей юльевич. Материалы о Сергее Витте

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – выдающийся государственный деятель России. Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи.

Интересен факт, что Витте считали антиподом Столыпина. И действительно, их отношения складывались достаточно сложно.

У них были противоположные взгляды по поводу пути прогресса империи, но в главном они сходились: и Витте и Столыпин любили Россию, и делали все для того, чтобы прославить свое отечество.

Биографии великих людей, таких, какими были эти два мужа, являются олицетворением самоотверженного служения отчизне.

Происхождение Витте

Родился Сергей Витте в семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны в 1849 г.

Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства.

История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых.

Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков.

Образование

До своего 16-летия, Сергей Витте посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья недолго жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета - одного из лучших в Российской империи.

Юноша терпеливо и настойчиво изучал математику, что позволило ему впоследствии стать выдающимся экономистом.

В Южной Пальмире, в 1870, он защитил диссертацию. Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и отечеству.

Карьера Витте

Краткая биография Сергея Витте не позволяет нам останавливаться на всех подробностях становления личности. Однако ключевые моменты его карьеры мы отметим.

Поступив на службу и заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии, он просидел там недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского.

Биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний.

Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД.

На тот момент Сергею Витте было 25 лет.

Дальнейший рост

Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергей Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

Затем биография Сергея Витте продолжается в Киеве, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте.

Его биография содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают во власти, и Сергея Витте назначают статским советником при железнодорожном департаменте.

Затем его карьера стремительно развивается, и вот он уже назначен на пост министра.

Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Заслуги Сергея Юльевича Витте перед государством колоссальны. Перечислим лишь наиболее значимые:

  1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.
  2. Установление государственной монополии на продажу водки, вследствие чего в бюджет начинают поступать огромные денежные средства.
  3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.
  4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Сергей Витте всегда пользовался успехом у дам. Со своей первой женой он познакомился еще в Одессе. На тот момент она состояла в формальном браке.

Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова. Вскоре они обвенчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890.

Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка.

Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с императором Николаем II у Витте складывались чрезвычайно сложно, в отличие от полного взаимопонимания, которое он имел с отцом Николая – императором Александром III.

С одной стороны, Николай II ценил его как не имеющего равных специалиста, заслужившего признание еще в годы правления его отца; с другой же - придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был весьма способен) сильно осложняли положение министра финансов, пост которого к тому времени занимал Витте.

В конце концов, в 1903 он лишился своего поста, но надолго без дел не остался.

Как только случалась какая-то безвыходная государственная ситуация, император Николай II тут же прибегал к помощи Сергея Витте.

Именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии, вследствие чего был подписан Портсмутский мирный договор. С заданием он справился виртуозно, а его наградой стал графский титул.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, автором которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 г.

На этом, собственно, биография Витте заканчивается. В феврале 1915 он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией борьбы за процветание Родины.

Коротко о Сергее Витте можно сказать следующее:

  • Выдающийся русский экономист, дипломат, государственный деятель и реформатор.
  • Стабилизировал курс рубля, введя его золотое обеспечение.
  • Обеспечил приток первых в истории России иностранных кредитов на внутренний рынок.
  • Осуществил проект постройки самой большой в мире транссибирской магистрали.
  • Автор остановившего революцию 1905 года манифеста 17 октября, после которого был отстранен Императором Николаем II с поста председателя Совета министров.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
  • Благодаря своим уникальным дипломатическим способностям, сумел заключить союзный договор с Китаем, Портсмутский мир с Японией, торговый договор с Германией.

В качестве заключения следует сказать, что Сергей Юльевич Витте стал ярким примером выдающегося ума, который сделал очень многое для любимой им России.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905 г.), российский государственный деятель.

Родился 29 июня 1849 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец будущего реформатора был крупным чиновником, служившим в Кавказском наместничестве. Витте получил домашнее образование. Он экстерном сдал экзамены в гимназии и поступил в 1866 г. на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Оканчивая университет, защитил диссертацию по высшей математике.

В 1877 г. получил место начальника эксплуатации в Управлении казённой Одесской железной дороги, в 1880 г. занял такой же пост в управлении акционерного общества Юго-Западных железных дорог.

30 августа 1892 г. царь назначил Витте управляющим Министерства финансов. Перед ним стояли две главные задачи: найти для государства дополнительные средства и провести денежную реформу. Благодаря крупным иностранным займам всего за два-три года Витте добился того, что российская промышленность начала приносить ощутимый доход государству. Он увеличил налоги и принял покровительственный по отношению к отечественным производителям таможенный тариф, при котором становилось выгодным приобретать не заграничные, а российские товары.

В 1893 г. Витте было присвоено звание почётного члена Петербургской академии наук.

В 1894 г. была введена государственная монополия на продажу алкоголя, и доход от торговли водкой и вином теперь целиком поступал в государственную казну. «Пьяные» деньги составляли в то время около четверти всех доходов государства. Витте сумел провести и денежную реформу, которую готовили в течение долгих лет его предшественники. Теперь на российские бумажные деньги можно было свободно купить золото. Иностранные банкиры и предприниматели стали охотно вкладывать средства в российскую промышленность, что способствовало её росту.

В октябре 1898 г. Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой уговаривал освободить крестьян от опеки общины, сделать из крестьянина «персону». Позже эти принципы легли в основу аграрной реформы П. А. Столыпина. В 1903 г. Витте стал председателем Комитета министров.

После неудачной русско-японской войны (1904-1905 гг.) император поручил Витте возглавить русскую делегацию на переговорах с Японией в Портсмуте (США). Витте удалось умерить японские требования. В результате Российская империя признала Корею сферой японских интересов, Япония получила южную часть острова Сахалин. 23 августа 1905 г. на этих условиях был подписан Портсмутский мир. 15 сентября Витте вернулся в Россию.

В том же году император возвёл его в графское достоинство (злые языки тут же назвали новоиспечённого графа Витте-Полусахалинским).

Николай II поручил Витте подготовить проект Манифеста о даровании населению политических свобод. 17 октября царь подписал его.

В 1905 г. Витте первым в истории России занял пост Председателя совета министров.

В апреле 1906 г. он ушёл в отставку из-за разногласий в правительстве и занялся написанием воспоминаний. Огромный трёхтомный труд увидел свет сначала в Берлине (1921-1923 гг.), а потом уже и в СССР (1960 г.).

ВИТТЕ Сергей Юльевич , граф (1905), российский государственный деятель, почётный член Петербургской Академии Наук (1893), действительный тайный советник (1899). Дворянин. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе (1870) со степенью кандидат математики. Отказавшись от преподавательской карьеры, в 1870 году поступил служить на казённую Одесскую железную дорогу (с 1877 начало эксплуатации дороги), которая в 1878 году вошла в акционерное общество Юго-Западных железных дорог (с 1886 Витте - его управляющий). Заслужил высочайшую благодарность за то, что способствовал организации быстрой переброски войск и грузов на театр военных действий во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. Выступил инициатором научной разработки железнодорожных тарифов, книга Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) сделала его авторитетом в этой сфере. Участвовал в работе Особой высшей комиссии для исследования железнодорожного дела в России, один из главных составителей Общего устава российских железных дорог (принят в 1885). По инициативе министра финансов И. А. Вышнеградского (покровительствовал Витте) в 1889 году назначен директором Департамента железнодорожных дел и председателем Тарифного комитета Министерства финансов.

На формирование политических взглядов Витте ещё в юности оказал влияние дядя - славянофильский публицист Р. А. Фадеев. Общественная позиция Витте достаточно долго характеризовалась ярко выраженным консерватизмом. После убийства императора Александра II членами организации «Народная воля» Витте выступил одним из инициаторов создания «Священной дружины» (1881) - монархической конспиративной организации, которая в борьбе с революционерами должна была взять на вооружение их же террористические методы (сам Витте активного участия в её деятельности не принимал). Витте подчёркивал, что, «не будь неограниченного самодержавия, не было бы Российской великой империи». В записке императору Николаю II, поданной в связи с проектом введения земств в западных губерниях (1899), Витте доказывал, что земство может привести к конституции, которая в России «при её разноязычности и разноплемённости... неприменима без разложения государственного режима». Экономические взгляды Витте эволюционировали от славянофильских представлений об особом пути России до признания в конце 1880-х годов неизбежности капиталистического развития страны по примеру промышленного Запада. Витте стал последователем немецкого экономиста Ф. Листа, чью теорию он пропагандировал в книге «Национальная экономия и Фридрих Лист» (1889); считал, что для успешного развития народного хозяйства необходимо учитывать национальные особенности, а преимущество России видел тогда в сильной самодержавной власти, способной проводить коренные преобразования в интересах всего населения.

С февраля 1892 года Витте - управляющий Министерством путей сообщения. Министр финансов . Усиливая позиции Министерства финансов, Витте привлёк к работе в нём крупных специалистов и предпринимателей - П. Л. Барка, В. Н. Коковцова, Д. И. Менделеева, А. И. Путилова, И. П. Шипова. На посту министра Витте пользовался полной поддержкой Александра III и Николая II в первые годы его царствования. Первоочередной задачей считал развитие отечественной промышленности. Проводя политику протекционизма, предоставлял выгодные казённые заказы и льготы отдельным предприятиям и целым отраслям (химической, машиностроительной, металлургической и др.). Особое внимание уделял привлечению в промышленность иностранных капиталов (называл их «лекарством против бедности»). Участвовал в разработке таможенного тарифа 1891 года, который носил запретительный характер для ввоза иностранных товаров и вызвал таможенную войну с Германией. Добился для Министерства финансов права по согласованию с МИДом увеличивать ставки таможенных тарифов для стран, препятствовавших экспорту российских товаров (1893). Заключил в 1894 году компромиссный русско-германский торговый договор и аналогичные двусторонние соглашения с Австро-Венгрией и Францией. Для увеличения числа специалистов в народном хозяйстве по ходатайству Витте открыты Киевский, Варшавский (оба в 1898) и Санкт-Петербургский (1902) политехнический институты (первоначально находились в ведении Министерства финансов, которое в 1892-1902 открыло ещё 188 различных учебных заведений, главным образом коммерческих училищ). Используя находившиеся под государственным контролем Учётно-ссудный банк Персии и Русско-Китайский банк (созданы по инициативе Витте соответственно в 1894 и 1895), Витте стремился обеспечить российским товарам выход на азиатские рынки. Совместно с министром иностранных дел В. Н. Ламздорфом выступал за постепенное установление экономического контроля над Маньчжурией, в связи с этим вступил в конфронтацию с группой влиятельных придворных и государственных деятелей, настаивавшей на политической экспансии в северо-восточном Китае и Корее (А. М. Безобразов, В. К. Плеве и др.).

Одним из главных направлений деятельности Витте было развитие железных дорог (став министром финансов, Витте сохранил влияние на Министерство путей сообщения), которые Витте рассматривал как кровеносную систему народного хозяйства. Он продолжил политику расширения государственного сектора (за время пребывания Витте на посту министра финансов казной было выкуплено свыше 15 тысяч км железнодорожных путей, построено около 27 тысяч км). Витте считал «задачей первостепенного значения» строительство Транссибирской магистрали (её называли разорительной для казны его предшественники Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградский). Он указывал на большое значение такой дороги для освоения Сибири и рассчитывал с её помощью направить мировую транзитную торговлю вместо Суэцкого канала через Россию. Несмотря на значительное превышение первоначальной сметы, Витте обеспечил финансирование этого грандиозного строительства и его завершение в сжатые сроки. В 1896 году, подкупив китайского государственного деятеля Ли Хунчжана, Витте добился предоставления Российской империи выгодной концессии на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), прошедшей через северо-восточный Китай.

Добиваясь своих целей и полемизируя с противниками, Витте использовал различные средства, в том числе финансирование отдельных журналистов или органов печати (позицию Витте отстаивали газеты «Биржевые ведомости», «Русские ведомости» и др., а также ряд зарубежных периодических изданий).

Задачам промышленного развития и железнодорожного строительства была подчинена и политика Витте, направленная на реформирование финансовой системы, характеризовавшейся к началу 1890-х годов избытком денежной массы, неустойчивостью кредитного рубля и его слабой конвертируемостью. Под руководством Витте Министерство финансов в 1895-97 годах осуществило введение золотого монометаллизма, завершившего одну из важнейших денежных реформ в истории России (её подготовка начата предшественниками Витте). Витте увеличил налоги, главным образом косвенные, в 1895-1902 годах ввёл винную монополию, доходы от которой стали одной из важнейших статей государственного бюджета. Инвестиции в железнодорожную отрасль Витте осуществлял во многом и за счёт государственных займов, размещаемых на иностранных рынках среди мелких и средних вкладчиков (современники говорили, что русские железные дороги построены на деньги немецких кухарок). Общий баланс государственного бюджета за время пребывания Витте на посту министра финансов вырос на 114,5%.

Начиная государственную деятельность, Витте в области социальных отношений считал необходимым сохранение общины и сословной обособленности крестьян, но в середине 1890-х годов пришёл к выводу о том, что для создания ёмкого внутреннего рынка необходимо уравнять в правах крестьян с остальным населением и предоставить им возможность свободного выхода из общины. В 1902-05-е годы отстаивал эти идеи в качестве председателя Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. При поддержке Витте разработан закон об отмене круговой поруки в сельской общине (принят в 1903). В «Записке по крестьянскому делу» (опубликован в 1905) Витте подчёркивал, что община является «неодолимым препятствием к улучшению земледельческой культуры», что она уже перестала сдерживать имущественное расслоение среди крестьян. Вместе с тем Витте выступал против насильственной ломки общины. Он считал также, что переход к частной земельной собственности займёт долгое время. Намеченные Особым совещанием предложения впоследствии были использованы среди других мер при проведении столыпинской аграрной реформы.

Противники Витте обвиняли его в проведении антидворянской политики, увлечении развитием промышленности в ущерб сельскому хозяйству, «фабрикации фабрикантов», неспособных существовать без помощи государства, росте внешней задолженности. Постепенно Витте перестал пользоваться поддержкой императора Николая II, что привело к его отставке с поста министра финансов и назначению на менее влиятельный пост председателя Комитета министров (1903). Член Государственного совета (1903).

Под воздействием поражений России в русско-японской войне 1904-05 и начавшейся Революции 1905-07 годов Витте выступал за скорейшее заключение мирного договора с Японией. Император Николай II назначил Витте главой российской делегации на мирных переговорах с Японией. Витте заключил Портсмутский мир 1905 года, за выполненную миссию получил титул графа, а от своих противников - прозвище «граф Полусахалинский» (условия мира предусматривали передачу Японии южной части острова Сахалин).

Революционные события 1905 года способствовали изменению политических взглядов Витте. Во время Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 года он представил императору записку, в которой констатировал, что «государственная власть должна быть готова вступить и на путь конституционный». Витте стал настаивать на немедленном даровании населению гражданских свобод, созыве законодательного народного представительства и создании объединённого правительства. Под его руководством подготовлен Манифест 17 октября 1905 года.

Одновременно с изданием манифеста Витте назначен председателем реформированного Совета министров . Пытаясь создать «кабинет общественного доверия», он предложил войти в состав правительства лидерам либеральной оппозиции (А. И. Гучкову, П. Н. Милюкову, М.А. Стаховичу, Е. Н. Трубецкому и др.), но они выдвинули требование созыва Учредительного собрания и ряд других неприемлемых для власти условий. Тогда Витте сформировал «деловой кабинет» из чиновников. Находясь во главе объединённого правительства, он оказался под огнём критики и правых (считали его скрытым «пособником революции»), и левых (осуждали его за «охранительную» политику). Поскольку уступки государства обществу не прекратили антиправительственных выступлений, Витте одобрил направление карательных отрядов для подавления Декабрьских вооружённых восстаний 1905 года. В апреле 1906 года он заключил иностранный заём в 2,25 миллиарда франков (в левой печати назван «займом на подавление революции»). Витте поддержал преобразование Государственного совета в верхнюю законодательную палату (февраль 1906), которая должна была служить противовесом Государственной думе, при подготовке Основных государственных законов 1906 года отстаивал ограничение прав Думы. Столкнувшись с тем, что по итогам выборов в Думу её большинство составили левые депутаты, и не рассчитывая на конструктивную работу с ними, Витте подал в отставку накануне начала заседаний Государственной думы. В 1907 году лидеры Союза русского народа организовали неудавшееся покушение на его жизнь. В 1911-1915-е годы Витте - председатель Комитета финансов.

Автор воспоминаний, завещал опубликовать их после его смерти (рукопись хранил за границей). Впервые они изданы в 1922 году в Германии в редакции И. В. Гессена, переизданы в Москве в 1960 году, в оригинальной редакции записки Витте изданы в Санкт-Петербурге в 2003 году. В них представлена детальная картина российской политической жизни и характеристика крупных государственных деятелей конца 19 - начала 20 века. Ряд событий, а также позиция некоторых политических противников Витте искажены им.

Награждён орденами Святого Александра Невского (1906), Святого Владимира 1-й степени (1913), французским орденом Почётного легиона (1894) и др.

Соч.: Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 2-е изд. СПб., 1912.

Лит.: Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики. Л., ; Mehlinger Н. D., Thompson J. М. Count Witte and the Tsarist government in the 1905 revolution. Bloomington, 1972; Laue Т. Н. S. Witte and the industrialization of Russia. N. Y., 1974; Игнатьев А. В. С. Ю. Витте - дипломат. М., 1989; Ананьич Б. В., Ганелин Р.Ш. С. Ю. Витте - мемуарист. СПб., 1994; они же. С. Ю. Витте и его время. СПб., 1999; Корелин А. П., Степанов С. А. С. Ю. Витте - финансист, политик, дипломат. М., 1998; С. Ю. Витте - государственный деятель, реформатор, экономист: В 2 часть М., 1999.

Статья посвящена краткой биографии Сергея Юльевича Витте - одного из самых значимых политических деятелей царской России.

Биография Витте: восхождение по карьерной лестнице

С. Ю. Витте родился в 1849 г. Получил хорошее образование на дому, на основании которого поступил в Новороссийский университет. С успехом закончив обучение, молодой талантливый человек отказался от научного поприща и решил заняться государственной службой, устроившись в одесскую канцелярию.
Казенная работа не привлекла Витте и он начал работу в учреждениях, занимающихся железными дорогами. Благодаря проявленному усердию и большим знаниям быстро поднимался по карьерной лестнице. Витте достигнул должности управляющего одного из железнодорожных сообществ, увеличив его доходы в несколько раз, чему помогли полученные за время обучения знания.

В 1889 г. Витте возглавил работу департамента железных дорог и сразу же проявил себя с самой лучшей стороны. Витте был умелым администратором и за короткое время смог собрать профессиональный коллектив специалистов, добившись огромной эффективности работы департамента.

В 1892 г. стал министром путей сообщения. Витте считал первоочередной задачей как можно скорее закончить создание транссибирской магистрали. Министр правильно предсказывал огромное значение этой транспортной артерии в развитии России, особенно ее дальневосточного региона.

Витте был инициатором строительства КВЖД, ставшей острым камнем преткновения в международной политике и одной из причин русско-японской войны.

Биография Витте: на пике карьеры
Через некоторое время был назначен министром финансов. В этой должности Витте сумел в наибольшей степени проявить свои способности. Экономика России испытывала огромный недостаток в денежных средствах. Витте сумел добиться получения значительных иностранных займов, которые употребил на развитие отечественной промышленности. Понимая, что этого недостаточно, министр осуществил крупную реформу финансовой системы. Бурное развитие промышленности сопровождалось увеличением налогов, что стало приносить серьезный доход. В целях дальнейшего роста Витте ввел новый таможенный тариф. Товары отечественного производства стало выгоднее покупать.

Покровительственная политика по отношению к российской промышленности привела к тому, что западные компании стали охотнее вкладывать деньги в ее развитие.
Огромную статью в российской торговле занимала продажа водки. Витте ввел государственную монополию на торговлю алкоголем, что составило значительную часть бюджета. Денежная реформа укрепила позиции российского рубля, ставшего самой твердой валютой в Европе.

В конце XIX в. Витте обращает внимание императора на положение крестьянства. Он утверждает, что нормальному развитию сельского хозяйства сильно мешает наличие традиционной общины. Предложения министра впоследствии были использованы Столыпиным при проведении реформы сельского хозяйства.
В начале XX в. Витте назначается председателем Комитета министров.

Биография Витте: последние достижения и закат карьеры

Важным достижением Витте стало подписание мирного договора с Японией. В результате позорной войны позиции России на Дальнем Востоке были значительно подорваны. Япония могла диктовать свои условия побежденному противнику. Задачей русской делегации стало максимальное ослабление японских требований в российских интересах. В результате условия договора были очень смягчены, что было прямой заслугой Витте. Уступками стали выплата Японии контрибуции и передача южной части Сахалина, Корея признавалась сферой японских интересов. С учетом тяжелого поражения и начала революционных событий в России это были приемлемые и достаточно умеренные условия. Общественное мнение, однако, не признало усилий Витте, за ним закрепилось прозвище графа Полусахалинского.

В скором времени из-за политических противоречий Витте вышел в отставку и посвятил остаток жизни работой над мемуарами. Впоследствии они были изданы сначала за границей, а потом и в СССР.
Умер граф Витте в 1915 г. Его деятельность и значение по-разному оценивали консервативные и либеральные общественные круги. Несомненно, что это была фигура большого значения, оказавшая большое влияние на развитие России в самых разных областях.

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

Похожие публикации