Границы зон санитарной охраны водопровода. Границы зон санитарной охраны. Мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02"

____________________________________________________________________
В документе учтено:
Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N АПЛ14-393 .
____________________________________________________________________


На основании и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 ,

постановляю:

Ввести в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, с 1 июня 2002 года.

Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 апреля 2002 года,
регистрационный N 3399

Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02

УТВЕРЖДЕНО
Главным государственным санитарным
врачом Российской Федерации
26 февраля 2002 года

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.4.1110-02

I. Общие положения

1.1. Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 , утвердившего Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295).

1.2. Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.7. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

1.8. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как для поверхностного источника водоснабжения.

На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в приложении 1.

Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.12.1. Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

1.12.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе - при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 - 1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п.1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

1.15. Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

II. Определение границ поясов ЗСО

2.1. Факторы, определяющие ЗСО

2.1.1. Дальность распространения загрязнения зависит от:

вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);

характера загрязнения (микробное или химическое);
[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Вначале напомню, что водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – это «две большие разницы». Часто эти
термины отождествляют и соответственно ошибаются, поскольку в последних - ограничения по хозяйственной деятельности гораздо существеннее, вплоть до запрета любого строительства, не связанного с водоснабжением, запрета предоставления участков в таких зонах в собственность,а в некоторых случаях и возможность изъятия их у владельцев (прекращения прав аренды, отказ в регистрации прав собственности на участки и расположенные на них строения). Далее для краткости будем называть соответствующие водоемы источниками питьевого водоснабжения.

Приоритет чистой воды. Ограниченность участков в обороте

Статья 37 ВК РФ /1/ устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого водоснабжения перед иными целями водопользования, к которым относится в том числе сброс сточных вод в водные объекты. Безопасный отвод стоков от участка, находящегося рядом с водным объектом, - наиболее проблемная часть использования такого участка при наличии на нем дома. Варианты участков, на которых не предусматривается строительство дома, не рассматриваем как неинтересные с точки зрения важных индивидуальных потребностей.
Предусматривается, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные
объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.1 ст. 43 /1/).
В соответствии с действующей редакцией Земельного кодекса (ЗК) РФ /5/, а именно – пунктом 14) части 5 статьи 27 (введен № 102-ФЗ от 19.06.2007, вступил в силу 03.07.2007г.) ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в 1-м и 2-м поясах водоохраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Ограниченность в обороте означает, что участок не может быть предоставлен в частную собственность,за исключением случаев, указанных в федеральных законах.
Так, в соответствии с ч.2 ст. 43 /1/ в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Чрезвычайно важно, что ограниченность в обороте участков, находящихся во 2-м поясе водоохраны, не является безусловной.
В этом вопросе органы муниципальной власти и суды часто неверно понимают закон, «не читают до конца», отказывая в предоставлении в частную собственность участков, находящихся во 2-м поясе водоохраны, а также в выдаче разрешений на строительство домов. Возможно, срабатывает шаблон по аналогии с лесными участками, которые тоже, по закону, «ограничены в обороте», а на практике в собственность не предоставляются.
Как сообщалось в СМИ, поправки об ограничении в обороте участков, находящихся в 1-м и 2-м поясе водоохраны, были приняты по инициативе депутатов-коммунистов «в обмен» на уступки по каким-то другим законопроектам. К сожалению, не внося ничего нового в содержательной части регулирования данной сферы земельных правоотношений (как до 03.07.2007, так и после – осуществляется в соответствии с обязательными санитарными правилами и нормами), принятие поправок привело к множеству случаев незаконного отказа в приватизации таких участков по формальному признаку - «ограниченности в обороте», в том числе при наличии правоустанавливающих документов, выданных до вступления данных поправок в силу. Например, известны случаи незаконного отказа в приватизации участков многодесятилетнего владения по основанию нахождения их во 2-м поясе водоохраны, расположенных по ул. Урицкого, земельного участка ОАО «Опытный экспериментальный завод Углемаш» (успешно оспорено в апелляционной инстанции) в г. Истра МО и тысячи аналогичных случаев по всей стране.
Если принимать во внимание в первую очередь учтенные в ГКН с границами и зарегистрированные участки, утешает следующее. Судебная практика последних лет по признанию, например, сделок недействительными с участками во 2-м поясе водоохраны показывает, что прокуроры подают иски не по поводу предоставления участков собственно во 2-м поясе (иногда в 1-м поясе) водоохраны ЗСО, а относительно их расположения в этих зонах, т.е. по основаниям нарушения санитарных норм и правил, /6/,/7/,/8/,/9/.(Примечание: множество аналогичных дел можно найти на сайтах соответствующих прокуратур, там они висят, как военные трофеи. В первую очередь прокуроры обращают внимания на крупные массивы и большие новообразованные участки по берегам
водохранилищ и рек).

Границы 1-го и 2-го поясов ЗСО

В соответствии с /10/ зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, подающих воду из поверхностных и из подземных источников в составе трех поясов и санитарно-защитной полосы водовода:
- 1-й пояс (строгого режима): территория расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; назначение - защита водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения или повреждения;
- 2-й и 3-й пояса (пояса ограничений): территория, предназначенная для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из поясов ЗСО и в пределах санитарно - защитной полосы устанавливается специальный режим и проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды: - в пределах 1-го пояса зоны санитарной охраны - органами коммунального хозяйства или владельцами водозабора; - в пределах 2-го и 3-го поясов ЗСО - владельцами объектов, которые оказывают или могут оказать отрицательное воздействие на качество воды источников водоснабжения.
Определимся с размерами поясов водоохраны поверхностных источников водоснабжения - наиболее «интересных» для владельцев земельных участков, не рассматривая площади акваторий, а касаясь только земной поверхности, на примере Истринского района Московской области.
Тогда, 1-й пояс ЗСО, по /11/, – полоса шириной 100 м по обоим берегам Истринского водохранилища от плотины до створа д. Ламишино (протяженность по берегу ок. 2 км).
Боковые границы 2-го пояса устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехническую системы, но и по берегам впадающих в них притоков
первого порядка. Боковые границы 2-го пояса ЗСО гидроузла проходят от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника
водоснабжения.
Любопытно, что в общероссийских правилах /10/ пункт «б)» предыдущего предложения изложен несколько в иной редакции: «б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона,
обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1 000 м при крутом.» Получается, что только в Московской и смежных по водным бассейнам областях стоки в горку сами не текут?
Итак, в Истринском районе МО, в 1-й пояс ЗСО поверхностных источников питьевого водоснабжения попадают земельные участки от плотины гидроузла до д. Ламишино, находящиеся на расстоянии до 100 м от уреза воды, а во 2-й пояс ЗСО – участки на всем протяжении рек - Истра, включая весь берег водохранилища вне 1-го пояса, а также рек: Малая Истра, Маглуша и Песочная - на удалении 500-750 м от уреза воды.
(Примечание автора. Не будем сильно обольщаться насчет упомянутого «первого склона», поскольку из прошлого опыта известна применяемая для нашего района цифра для размера 2-го пояса ЗСО - 750 м. Необходимо учитывать, что граница ЗСО должна быть непрерывной. И, не смотря на отдельные локальные вершины «первых склонов», которые могут быть на меньшем удалении от рек, входящих в гидротехническую систему московского водопровода, в целом определить границу ближе к воде, чем указанные 500-750 м, вряд ли получится. Впрочем, иногда суды принимают во внимание рельеф местности (обратный уклон), в том числе при меньших удалениях участка от уреза воды, чем указано выше).

Попадает ли участок, находящийся в Москве, Московской, Тверской и Смоленской областях, в ЗСО водопровода г. Москвы, можно по /11/, для других регионов – обратившись к аналогичным документам или в Роспотребнадзор.

Ограничения деятельности в 1-м и 2-м поясах ЗСО

В границах 1-го пояса ЗСО гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению гидротехнических сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, объектов постоянного хранения и переработки твердых промышленных отходов, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, рекреационных сооружений, проживание людей.
Как правило, участков, расположенных в 1-м поясе водоохраны, нет в обороте. Отдельные случаи незаконного предоставления и/или использования таких участков обычно связаны с размещением баз отдыха на берегу водохранилищ.
В соответствии с /11/ во 2-м поясе водоохраны Московского региона не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство,
очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров (по прежним санправилам 2002 г. /12/ -150 м) от уреза воды источника
питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.
При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта, необходимо соблюдать требование, чтобы все строения, располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
Из других ограничений для 2-го пояса, сохранившихся практически в дословном виде со времен Сталина-Берии, по /11/, можно отметить запреты:
- на купание,туризм, водный спорт и рыбную ловлю вне установленных мест (зон рекреации) и с превышением гигиенических требований к охране поверхностных вод, а также нагрузки на территорию пляжа более 1000 чел/га, на акваторию - более 500 чел/га, а также:
-на устройство полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
-применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
- рубку леса главного пользования и реконструкцию на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
Кроме того ограничивается плотность жилой застройки территорий, которая не должна превышать при пиковой сезонной нагрузке от 80 до 200 тысяч (по районам) человек на квадратный километр.

«Сами мы не местные, границ поясов водоохраны не знаем». – Тогда для Вас Постановление Совнаркома 1941 года

Бывает, что основным, а иногда и единственным аргументом защиты в суде ответчика, к которому предъявлен иск о признании сделки с участком в 1-м или 2-м поясе водоохраны ничтожной, изъятии участка, наложении какого-то ограничения и т.п., является отсутствие плана границ ЗСО в графическом виде, что границы ЗСО не отражены в документах государственного кадастра, и поэтому пользователь участка «ни в чем не виноват».
Как правило, владельцу участка рассчитывать на успех при таких доказательствах не следует. По крайней мере, для участков в ЗСО московского водопровода (4 субъекта Федерации).
В ретроспективе не истекшего срока исковой давности о применении последствий недействительности ничтожной сделки, а для сделок, в которых истец (например, прокурор) не является стороной сделки,– это 3 года с момента с начала ее исполнения (ч.1 ст. 181 ГК РФ), для Московского региона обязательно найдется актуальный нормативно-правовой акт, содержащий описание ЗСО. Так, Постановление Совнаркома от 23.05.1941 г. № 355 /13/ о защите московского (Рублевского) водопровода, действуют и имеют большую юридическую силу по отношению, например, к /12 / 2002 г. (см./8 /). О как!
В соответствии с п. 1.17. санитарных правил /10/ отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Поэтому заинтересованные лица (покупатели, собственники и пр.) должны самостоятельно определять, попадает ли участок в ЗСО источника питьевого водоснабжения и связанные с этим последствия.

Сточные воды - сброс запрещен, кроме Московского региона (?)

Если законность предоставления участка в ЗСО источников питьевого водоснабжения успешно прошла «проверку», вопрос с разрешением на строительство дома решен, главные затруднения у владельца участка связаны с тем, каким образом будет производиться канализация сточных вод предполагаемого к постройке дома.
Сточные воды в соответствии с. п. 19) ст. 1 ВК РФ /1/- это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Водного Кодекса РФ "сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового назначения, запрещается". Исключение из данной нормы содержится лишь в статье 6.4 федерального закона от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ, закрепляющей, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах 2-го и 3-го поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
До 2014 г. в нарушение приведенных норм ВК РФ и № 73-ФЗ абзацем шестым пункта 4.1.2 санитарных правил /10/ допускался сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после введения в действие ВК РФ (1 января 2007 г.), в водные объекты, расположенные в пределах 2-го пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в этих водах загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.
По данному вопросу 25.09.2014 г.,/15/, в апелляционной коллегии Верховного суда РФ было удовлетворено заявление некого «К.П.», отменено решение Верховного суда РФ от 27 мая 2014 г. по упомянутому заявлению, признаны недействующими абзац шесть пункта 4.1.2 санитарных правил /14/ и пункт 3.3.3.4 санитарных правил /10/.
Однако для московского водопровода по-прежнему действует п. 4.4.8 /11/, которым сбор сточных вод в акватории 2-го пояса водоохраны источников питьевого водоснабжения допускается, при условии доведения качества стоков до уровня требований к качеству воды водных объектов первой категории водопользования в соответствии с гигиеническими нормативами (требования к очистке стоков - см. /16/).
В соответствии с п. 4.4.9 /11/ при водоснабжении объекта индивидуального жилищного и дачного строительства из шахтного колодца или водоразборных колонок без домовой распределительной сети допускается устройство герметичных выгребов при условии обеспечения регулярного вывоза отходов спецавтотранспортом на сливные станции.
Представляется,что принимая /15/, апелляционная коллегия ВС РФ преподнесла урок, скорее, Законодателю, чем водопользователям: закон, а тем более – Кодекс, должен быть исполнен так, как он написан, и наоборот, в том числе с учетом уровня развития техники и технологий.

Окончание следует.

После проведения комплекса работ по обоснованию и выбору источника водоснабжения в целях обеспечения его последующей санитарно-эпидемиологической надежности в местах потенциального расположения водозаборных сооружений (ВС) и окружающих их территорий устраивают зоны санитарной охраны (ЗСО), создание которых необходимо для предотвращения загрязнения источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Они охватывают эксплуатируемый водоем и часть бассейна его питания.

Основные требования к проектированию зон санитарной охраны определяются СНиП 2.04.02-84*. Зона санитарной охраны источника водоснабжения в месте забора воды формируется из трех поясов, в каждом из которых устанавливают особый режим, санитарный надзор и контроль за качеством воды в источнике.

Первый пояс — зона строгого режима, второй и третий — режимов ограничения. Проект указанных зон разрабатывается на основе данных санитарно-топографического обследования территорий, а также гидрогеологических, гидрологических, инженерно-геологических и топографических материалов. Им определяются границы поясов зон, перечень мероприятий по их организации и санитарный режим в них. Он согласовывается с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, органами по регулированию использования и охраны вод, заинтересованными министерствами и местными органами власти.

Границы первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника ограничивают источник в месте забора воды и площадку, занимаемую водозаборами, насосными станциями, очистными сооружениями и резервуарами чистой воды.

Граница первого пояса устанавливается в целях устранения возможности случайного или умышленного загрязнения воды в нем. Он охватывает акваторию рек и подводящих каналов не менее чем на 200 м от водозабора вверх по течению и 100 м вниз по течению.

По прилегающему берегу граница пояса проходит на расстоянии не менее 100 м от линии уреза воды при максимальном уровне. При ширине реки и канала до 100 м в первый пояс зоны входит часть противоположного берега (по отношению к водозабору) шириной 50 м от уреза воды, при большей ширине — акватория шириной не менее 100 м.

Зона санитарной охраны первого пояса для водохранилищ и озер охватывается границей, проходящей на расстоянии 100 м от водозабора по акватории источника во всех направлениях, а по прилегающему к водозабору берегу — на расстоянии не менее 100 м от уреза воды. Если водозабор ковшового типа, то в границы входит вся площадь ковша и территория вокруг него полосой не менее 100 м.

Для подземных источников граница проходит в радиусе 30 м от водозабора, если источник надежно защищен; при отсутствии гарантии надежной защиты граница пояса проходит в радиусе 50 м. Территория первого пояса должна быть спланирована, озеленена и огорожена, а на акватории поверхностных источников поставлены предупредительные знаки. В этих границах запрещены все виды строительства, не связанные с основным производством, проживание людей, купание, водопой и выпас скота, ловля рыбы, стирка белья, применение удобрений и ядохимикатов, рубка леса.

Второй пояс санитарной зоны охватывает территорию по обеим сторонам реки на расстоянии 500-1000 м от уреза воды. Боковые границы зависят от рельефа местности.

Граница второго пояса вниз по течению реки принимается на расстоянии не менее 250 м от места водозабора. Вверх по течению реки ее назначают исходя из пробега воды от нее до водозабора в течение 3—5 сут. в зависимости от климатических условий при среднемесячном расходе воды 95%-ной обеспеченности. На судоходных реках и каналах в границы второго пояса включают акваторию, прилегающую к водозабору в пределах фарватера,

Для водоемов граница второго пояса назначается в радиусе 3-5 км по всей их акватории, что зависит от наличия ветров. Боковая граница назначается так же, как и на реках.

Границы второго пояса зоны санитарной охраны подземного источника устанавливаются для защиты водоносного горизонта от микробных загрязнений. Основным параметром, определяющим расстояние от водозабора до границы, является время передвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. Оно должно быть достаточным для гибели микроорганизмов.

Границу определяют гидродинамическими расчетами, исходя из условия, что если микробы попадают в водоносный горизонт за ее пределами, то они не достигнут водозабора. Расчетное время для обоснования границ второго пояса принимается в пределах 100—400 сут, что зависит от вида подземных вод (напорные, безнапорные), наличия гидравлических связей этих вод с открытым водоемом и климатических условий.

На территории второго пояса зоны санитарной охраны разрешается отводить земли для строительства и благоустройства населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, оздоровительных учреждений, При этом они должны быть оборудованы системой водоснабжения и канализации, отвода загрязненных поверхностных вод и т.д.

Одновременно с этим во втором поясе запрещается загрязнение территорий, размещение складов горючесмазочных материалов, ядохимикатов, удобрений, накопителей и других объектов, которые могут привести к химическому загрязнению водоемов. Также не допускается устройство полей фильтрации, орошение сельхозугодий, что может вызвать микробное загрязнение источников водоснабжения.

На территории второго пояса подземных источников, кроме того, необходимо проводить тампонаж бездействующих, дефектных и неправильно эксплуатируемых скважин и колодцев. Запрещается закачка отработавших вод в подземные пласты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли.

Границы третьего пояса зоны поверхностного источника водоснабжения должны быть вверх и вниз по течению реки или во все стороны по акватории водоема такими же, как для второго пояса, а боковые границы проходят по водоразделу, но не более 3-5 км от водотока или водоема.

Третий пояс зоны санитарной охраны служит для защиты подземных вод от химических загрязнений. Его границы также определяются гидродинамическими расчетами исходя из условия, что если за их пределами в водоносный горизонт попадут химические загрязнения, то они либо не достигнут водозабора, либо достигнут не ранее расчетного времени. Это время должно быть больше проектного срока эксплуатации водозабора (25-30 лет).

На территории третьего пояса зоны поверхностного источника водоснабжения предусматривают санитарные мероприятия, проводимые во втором поясе. Однако в отличие от второго на территории третьего пояса допускаются лесозаготовительные работы. На каналах и водохранилищах в границах третьего пояса должны проводиться работы по очистке дна от отложений и растительности. В этом случае при использовании химических методов борьбы допускается применение тех препаратов, которые разрешены органами санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарные мероприятия в рассматриваемом поясе подземных источников в основном совпадают с мероприятиями для поверхностных источников.

Качество материала: (Ваша оценка статье?)


Санитарные зоны артезианских скважин

Зоны санитарной охраны скважины (ЗСО) - это площадка определенного диаметра вокруг водозаборного сооружения. Основное ее назначение это защита скважины от случайных загрязнений. В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО подразделяется на 3 пояса различной степени строгости и ограничений.

Зона санитарной охраны 1 пояса

Данный пояс именуется поясом строгого режима и защищает скважину от загрязнения. На данном участке должна располагаться непосредственно скважина и все необходимые коммуникации для ее эксплуатации. Постройки, дома, здания, деревья, трубопроводы, канализации и прочие вещи, не имеющие отношения к вашей скважине, размещать в ЗСО-1 нельзя. Запрещено использование каких-либо удобрений и химикатов.
Данная площадка должна быть подготовлена: выполнена планировка для отвода сточных вод, проведены работы по озеленению, по периметру установлена ограда, подходы к скважине имеют твердое покрытие. Также необходимо оборудовать устье скважины для предотвращения загрязнения и использовать оборудования для контроля дебита скважины .

Водоохранная зона скважины 1 пояса имеет границы в радиусе 30 м от скважины, если известняки надежно перекрыты сверху слоем водоупорной глины. В случае недостаточного перекрытия, санитарная зона 1 пояса увеличивается в радиусе до 50 м.

При наличии правильной канализации с отводом стоков на очистные сооружения, отсутствия каких-либо загрязнителей, правильно проведенных буровых работах и обустройстве скважины, вы можете сократить санитарную зону в 2 раза.
Подготовив проект обоснования сокращения зоны санитарной охраны 1 пояса, возможно уменьшить радиус ЗСО 1 до 15 м., для защищенного водоносного горизонта и до 25 м., для недостаточно защищенного.
Существует ряд организаций занимающиеся разработкой данных проектов.


Зона санитарной охраны 2 пояса

На водоохранной зоне скважины второго пояса (зона ограничений) не должен производиться выпас скота, выброс городских сточных вод, а также промышленных отходов, должны отсутствовать кладбища, могильники, склады ГСМ, птицефабрики и прочие вещи, негативно влияющие на почву. При наличии мест туризма и рыбной ловли, должны соблюдаться правила гигиены. Запрещено использовать химикаты и удобрения.

Границы ЗСО 2 пояса принимаются в зависимости от времени выживаемости микроорганизмов, с расчетом, что микроб, попавший в водоносный горизонт за пределами ЗСО 2, не успеет дойти до скважины.

Зона санитарной охраны 3 пояса

Охранная зона третьего пояса защищает от химического загрязнения. На этой территории не должны находится склады ГСМ, удобрений, химикатов и прочих вещей, способных вызвать химическое загрязнение почвы.

Территория, подпадающая под ЗСО 3 рассчитывается в зависимости от скорости передвижения химических частиц, с расчетом, что частица, попавшая за пределами ЗСО 3, не успеет дойти до скважины за все время ее эксплуатации. Напомним, время использования скважины 25-50 лет.

Похожие публикации