Неполные предложения упражнения. Структурная карта урока «Неполные предложения. Тире в неполном предложении». Урок: Неполные предложения

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

    Найдите определённо-личное предложение .

А. С утра меня лихорадило.

Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.)

В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.)

Г. Из берёзовой коры плетут корзины.

2. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. У грызунов нет клыков.

Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.)

В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.)

Г. Не скучайте.

3 . Найдите безличное предложение.

А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.)

Б. К утру вьюга успокоится.

В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.)

Г. Уходим завтра в поход.

4. Найдите назывное предложение.

А. Волной разбило лодку.

Б. Цыплят по осени считают. (Пословица)

В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.)

Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.)

5. Найдите обобщённо - личное предложение.

А. Темнеет уже в долине.

Б. Мне не к кому было обратиться за советом.

В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

6. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Я вне себя.

Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.)

В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.)

Г. Поездку домой ожидали все.

7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.)

А. Двусоставное

В. Односоставное определённо-личное

Г. Односоставное безличное

8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными .

А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.)

Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.)

В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.)

Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.)

9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.)

В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться.

Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.)

10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б . В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное

Б. Односоставное неопределённо-личное

В. Двусоставное

Г. Односоставное определённо-личное

12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение.

А. Крепко пахло смородиной.

Б. За окнами мороз.

В. Как же снять?

Г. Алёша смотрел на них, а они – на него.

13. Найдите назывное предложение.

А. Воздух горячий.

Б. Чуть-чуть сыровато.

В. Темный лес.

Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное

Б. Двусоставное, и односоставное безличное

В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное

Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное

15. Какое из данных утверждений является верным?

Неопределённо-личное предложение - это предложение…

А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица;

Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени;

В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица;

Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,

Карточка с упражнениями по теме «Неполные предложения»
Упражнение 1.
Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода (А. Блок).
Упражнение 2.
Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?
1) - А как звать тебя? - Власом. - А кой тебе годик? - Шестой миновал. (Н. Некрасов)
2) - А как звать тебя? - Меня звать Власом. - А какой год тебе пошёл? - Мне миновал шестой год.
Упражнение 3.
1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.
И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)
Упражнение 4.
Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.
Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).
Упражнение 5.
Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.
1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже (М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).
Упражнение 6.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.
В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
Упражнение 7.
Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.
1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).
Упражнение 8.
Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.
1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).
Упражнение 9.
Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.
1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)
- Сколько грамматических основ в последнем предложении?- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?
Упражнение 10.
Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.
Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.
Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)
Упражнение 11.
Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.
Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.
Упражнение 12.
Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.
Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?- На фронт обратно. Руку вылечил.- Понятно. Не герой?- Покамест нет.- Доставай тогда кисет (А. Твардовский).
Упражнение 13.
Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?
Упражнение 14.
Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.
Упражнение 15.
Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.
Упражнение 16.
Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.
1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

УРОК № 29

Тема. Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении

Цель: дать учащимся представление о полных и неполных предложениях; научить детей анализировать их структуру; развивать у них умение использовать неполные предложения в речи, правильно интонировать их и ставит знаки препинания; воспитывать у школьников интерес к культурным ценностям.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неполные предложения и осознают их роль в высказывании, анализируют их структуру, используют неполные предложения в речи, правильно интонируют их и ставят знаки препинания.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Практическая работа.

Спишите предложения, ставя, где необходимо, знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения, определите его вид (в том числе частей сложных структур).

Морозная тишина. Вечереет. Кто боится чего-то в лесу тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. (М. Пришвин) Правды не перехитришь. На сердитых воду возят. (Пословицы) И ненавидим мы и любим мы случайно. (М. Лермонтов) Спи мой мальчик птицы спят накормили львицы львят. (В. Брюсов) Плюшевые волки зайцы погремушки. Детям дарят с елки детские игрушки. (Кол. Симонов)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Задание учащимся.

Рассмотрите языковой материал, данный ниже. Понятен ли смысл без второй части сложного предложения?

Откройте для себя этот удивительный город!

(Из журнала)

- Вопросы и задания к тексту.

Чем отличается этот текст вот вторых описанный местности, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках?

Какую роль играют в нем неполные предложения? Для чего они служат? Какой эффект создают?

Что такое обзорная экскурсия? Какова ее цель?

Прочитайте текст самостоятельно. Выберите один из пунктов прогулки и перескажите, используя неполные предложения.

Какое из описанный вам понравилось больше всего? Почему?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: - 133 (письменно); - 248 (письменно).

3. Подобрать материал к сочинению на одну из тем: «Любимый уголок Харькова», «Улица моего детства».

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вопрос учащимся.

Каково назначение неполных предложений в речи?

Вариант 1.

  1. Укажите неверное утверждение.

А. Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена

Б. Односоставные предложения противопоставлены двусоставным как имеющие в грамматической основе лишь один главный член предложения - сказуемое или подлежащее.

В. Главный член односоставного предложения по своим формам не зависит от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию.

Г. Предложения, в которых имеются два главных члена, являются односоставными.

Д. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица

  1. Найдите односоставные предложения.

А. Катя купила платье в подарок маме.

Б. Поздняя осень.

В. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Г. Во дворах жгут сухие листья.

Д. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

  1. Укажите определенно-личные предложения.

А. Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья.

В. Хоть бы чуточку подождали!

Г. На сколько, позвольте спросить, персон накрывать?

Д. Сумерки.

  1. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Мне не спится

В. О свадьбе Ленского давно у них уж было решено.

Г. Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?

Д. И пусть унесут фонари.

  1. Укажите безличные предложения.

А. Становилось темнее и свежее.

Б. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

В. Мне скучно.

Г. Младенца отнесли на гору.

  1. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Солдатами не рождаются

Б. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством!

В. И за столом у них гостям носили блюда по чинам.

  1. Укажите названные предложения.

А. Расскажешь мне известья.

Б. Постелю тебе в саду под чистым небом

В. Три скамейки.

Г. Пускай меня объявят старовером.

Д. Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.

  1. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.

Б. Нам было весело.

В. Принесешь четыре ведра воды.

Г. Девятая рота в пути.

Д. Вы смеете это говорить здесь.

  1. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. «Как тебя зовут?» - «Оля»

Б. «Ты куда?» удивленно спросила Маша.

В. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ответы к тесту:

Односоставные и неполные предложения.

Вариант 1.

  1. Б; Г
  2. А; Г
  3. Б; Д
  4. А; В
  5. А; Г
  6. В; Д
  7. А; Д

Ученицы 8 «б» класса

МОУ «Лицей №1»

Карпенко Ксении.

Похожие публикации