Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Споры, связанные с определением места реализации товаров, работ, услуг Место реализации услуг консультационных

АО - российская компания (Исполнитель) - заключило договор с иностранной компанией (Заказчик) на выполнение работ, связанных с организацией и проведением в РФ мероприятий (конференций, круглых столов, выставок, панельных дискуссий, форумов) в интересах Заказчика, целью которых является стимулирование продаж продукции Заказчика.
Организация-исполнитель является организатором мероприятий (конференций, круглых столов, выставок, панельных дискуссий, форумов). Участниками таких мероприятий (помимо российских организаций) могут быть и иностранные организации, не имеющие представительства в РФ, с которыми заключаются указанные в вопросе договоры. При этом такие договоры могут заключаться и с организациями-участниками ЕАЭС.
В перечень работ, в частности, входят:
- предоставление Заказчику статусов в рамках проводимых Заказчиком мероприятий (конференциях, круглых столах, выставках, панельных дискуссиях, форумах);
- предоставление Заказчику услуг по участию в мероприятиях;
- предоставление Заказчику рекламно-информационных и (или) информационных услуг по размещению рекламной и (или) иной информации в рамках соответствующих мероприятий.
Оплата услуг производится в валюте.
Иностранная компания не имеет на территории РФ представительства. В дополнение к договору заказчик письменно подтвердил, что:
- иностранная компания не имеет государственной регистрации в РФ (не имеет свидетельства о регистрации, ИНН);
- в учредительных документах иностранной компании территория РФ как непосредственное место осуществления деятельности организации не установлена (в учредительных документах отсутствует указание на наличие постоянно действующего исполнительного органа организации на территории РФ).
1. Является ли местом реализации данных услуг территория РФ и, соответственно, облагается ли такая реализация НДС?
2. Если российская компания (Исполнитель) для выполнения заказа нерезидента привлекает третьих лиц на территории РФ, подпадают ли ее действия под условия пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ?
3. Какими документами российская организация должна подтвердить в налоговом органе свое право (если таковое имеется) не начислять НДС при реализации услуг нерезиденту?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если речь идет о реализации рекламных, маркетинговых, информационных услуг (иных услуг, поименованных в НК РФ) и они являются основными с точки зрения НК РФ, а остальные оказываемые услуги носят вспомогательный характер, то оказание таких услуг иностранным организациям, не имеющим представительства на территории РФ, не признается объектом обложения НДС на территории РФ.
Такие услуги не облагаются НДС независимо от того, оказывает ли организация рассматриваемые услуги собственными силами, или с участием третьих лиц.
Вместе с тем, поскольку, по сути, организация оказывает комплексную услугу (пакетную услугу), ее квалификация в качестве рекламной и пр., неоднозначна (смотрите п. 4 ответа). Решение вопроса с местом реализации услуг будет зависеть от того, какая услуга является основной, а какая вспомогательной.

Обоснование позиции:

Определение места реализации услуг

Исходя из положений НК РФ, налогоплательщик признается налоговым агентом по НДС, в том числе при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ ( , НК РФ), если иное не предусмотрено и НК РФ.
Согласно НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация работ, услуг на территории РФ. Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со НК РФ и зависит, в том числе, от вида оказываемых услуг (выполняемых работ). Смотрите Минфина России от 05.02.2018 N 03-07-08/6574, от 12.09.2017 N , от 17.08.2017 N .
Согласно НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ, в целях НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ. Положение НК РФ применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в НК РФ.
В свою очередь, НК РФ применяется, в том числе, в отношении консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в НК РФ, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации, а также оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом.
При этом на практике определить, относится ли конкретная оказанная услуга к перечисленным в НК РФ, бывает затруднительно, поскольку для целей применения названной нормы приведены определения только инжиниринговых услуг и услуг по обработке информации.
При этом, как определено НК РФ, в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
В Вашем случае ситуация складывается так, что услуги не могут быть квалифицированы однозначно. Так (мы используем формулировки вопроса), речь может идти об оказании, как минимум:
- маркетинговых услуг - проведение "мероприятий (конференций, круглых столов, выставок, панельных дискуссий, форумов) в интересах Заказчика, целью которых является стимулирование продаж продукции Заказчика";
- услуг организации выставок и пр. мероприятий ("предоставлять Заказчику статусы в рамках проводимых Заказчиком мероприятий (конференциях, круглых столах, выставках, панельных дискуссиях, форумах)");
- рекламных услуг, информационных услуг ("предоставлять Заказчику рекламно-информационные и/или информационные услуги по размещению рекламной и/или иной информации в рамках соответствующих мероприятий").
Причем такой вид деятельности с большой долей вероятности предполагает оказание и иных услуг. Поэтому определить, какая услуга в Вашем случае является основной, а какая вспомогательной, должна сама организация.
1. В НК РФ не раскрывается понятие рекламных услуг.
В силу НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Представители финансового ведомства рекомендуют при отнесении услуг к рекламным руководствоваться нормами от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) ( Минфина России от 03.06.2009 N 03-07-08/118).
В соответствии с Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама ( Закона N 38-ФЗ). Участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств ( Закона N 38-ФЗ).
По нашему мнению, участие иностранных компаний в указанных в вопросе мероприятиях с целью стимулирования продаж можно рассматривать как рекламу. Так как участие в таких мероприятиях направлено на привлечение внимания к продукции заказчика неопределенного круга лиц.
По мнению Минфина России, приведенному в письме от 20.08.2014 N 03-07-08/41609, услуги по организации на территории РФ выставок для рекламирования с участием иностранных и российских лиц для целей применения НДС следует относить к категории рекламных услуг. В связи с чем такие услуги, оказываемые российской организацией иностранным лицам, не зарегистрированным на территории РФ, объектом налогообложения НДС на территории РФ не являются. В Минфина России от 05.02.2018 N 03-07-08/6574 также сделан вывод, что работы (услуги) по обеспечению участия в конгрессно-выставочном мероприятии для целей применения НДС возможно относить к категории рекламных услуг. Тот же вывод сделан в отношении услуг по организации выставки, носящей рекламный характер, в Минфина России от 04.07.2016 N 03-07-08/38984. Смотрите также Минфина России от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 03.04.2012 N , от 01.02.2012 N , от 17.06.2009 N , от 26.03.2008 N .
Поэтому мы полагаем, что в зависимости от вида проводимых мероприятий услуги по обеспечению участия в мероприятиях могут быть отнесены к услугам рекламного характера.
Таким образом, местом реализации рекламных услуг, оказываемых иностранным компаниям, не имеющим представительства на территории РФ, территория РФ не является. Соответственно, данные услуги НДС в РФ не облагаются (смотрите также Минфина России от 24.10.2017 N 03-07-08/69672, от 18.07.2011 N , от 08.05.2009 N ).
2. Маркетинговые услуги.
Ситуация с ними складывается так же, как и с рекламными. В отношении отнесения услуг к маркетинговым разъяснения даны в ФНС России от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@.
А в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК029-2014 (КДЕС Ред.2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст) упоминание маркетинга дано по коду 73.1 "Деятельность рекламная", а именно "Деятельность рекламных агентств" (код 73.11) - эта группировка включает, в частности, проведение маркетинговых исследований и прочие услуги в сфере рекламы, нацеленные на привлечение и удержание клиентов, промо-акции продукции, маркетинговые исследования пунктов продаж, адресную рассылку рекламных материалов, консультирование в области маркетинга.
Как видим, маркетинговые и рекламные услуги здесь связаны именно с рекламной деятельностью. Подтвердить сказанное можно Минфина России от 30.05.2017 N 03-07-08/33135. По ситуации, когда российская компания оказывает иностранной организации маркетинговые и рекламные услуги, представлен следующий вывод: если фактическим покупателем вышеуказанных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная организация, то местом реализации указанных работ территория РФ не признается, и, соответственно, такие работы НДС в Российской Федерации не облагаются (смотрите также Минфина России от 02.06.2016 N 03-07-08/31814).
3. Информационные услуги. Вопрос определения места реализации таких услуг для целей НДС решается аналогично рекламным и маркетинговым ( Минфина России от 25.04.2013 N 03-07-08/14625).
При этом, на наш взгляд, такие услуги (рекламные, маркетинговые, информационные) не облагаются НДС независимо от того, оказывает ли организация рассматриваемые услуги собственными силами, или с участием третьих лиц, так как в целях применения положений НК РФ и НК РФ определяющим условием является вид оказания услуг. Названными нормами не установлено условие, что исполнитель должен оказывать услуги только собственными силами.
При этом услуги, приобретаемые российской организацией у других российских организаций и используемых для оказания рекламных услуг иностранной организации, облагаются НДС в общеустановленном порядке (если поставщик услуг применяет общую систему налогообложения) ( Минфина России от 28.11.2008 N 03-07-08/261).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с НК РФ (если иное не предусмотрено НК РФ), являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Обратим также внимание на Минфина России от 12.09.2017 N 03-07-08/58779. Здесь сообщено, что согласно мировой практике применения НДС основным принципом является взимание этого налога по месту деятельности продавца работ (услуг). В Российской Федерации данный порядок определен НК РФ (исключения составляют работы (услуги), перечисленные в пп.пп. 1, 2 и 3 указанного пункта). Вместе с тем при определении места реализации по некоторым работам (услугам) за основу принимается место деятельности их покупателя. К таким работам (услугам), например, относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги по аренде движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав, а также ряд других работ (услуг), перечисленных в НК РФ. Таким образом, если законодательство по НДС иностранного государства, с резидентом которого российским лицом заключается контракт на выполнение работ (оказание услуг), основано на тех же принципах определения места реализации работ (услуг) в целях налогообложения НДС, то двойного налогообложения не возникает. Однако на практике не исключены случаи, когда подобная ситуация может возникнуть из-за различного подхода к определению места реализации работ (услуг) в налоговом законодательстве двух государств. Каких-либо методов устранения возникающего в этом случае двойного налогообложения НДС НК РФ не предусмотрено.
4. Вместе с тем, как уже сказано выше, в силу комплексного характера услуг они могут быть квалифицированы и иным образом.
Так, согласно НК РФ местом реализации услуг признается РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных , НК РФ) ( Минфина России от 22.02.2018 N 03-07-08/11179).
Следовательно, если из документов (договор (контракт), акты выполненных работ, отчеты о проделанной работе и т.п.) будет следовать, что иностранной организации оказываются иные услуги (работы), не приведенные в НК РФ, то местом выполнения таких услуг будет считаться территория РФ. Соответственно, такие услуги будут подлежать обложению НДС у российской организации.
В этой связи приведем Минфина России от 09.02.2018 N 03-07-08/7923, где был рассмотрен вопрос обложения НДС услуг иностранной организации по организации для российской организации, форумов, конференций, иных аналогичных мероприятий (пакетных услуг) за рубежом. То есть "зеркальная" Вашей ситуация.
Пакетные услуги по организации мероприятий включали в себя аренду помещений, организацию освещения и звукового сопровождения, копировальные и печатные услуги (рекламная продукция с логотипом), аренду аудио и видеооборудования, аренду мебели, услуги по оформлению и монтажу сцены, услуги фотографа, услуги переводчика, буфетное обслуживание участников мероприятий, транспортные услуги и иные сопутствующие услуги.
Финансовое ведомство разъяснило, со ссылкой на НК РФ, что поскольку услуги по организации проведения конференций, форумов и других аналогичных мероприятий, в , НК РФ не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению НДС в Российской Федерации.
В Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-08/205 подобный вывод представлен в отношении применения НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду площадей для проведения выставок и выставочных мероприятий, а также других работ и услуг (строительство, охрана и уборка стендов, размещении информации об участнике выставки и т.п.), оказываемых российской организацией иностранной организации в рамках проведения выставок на территории Российской Федерации (смотрите также Управления МНС по г. Москве от 11.06.2004 N 24-11/39269, Минфина России от 02.09.2015 N ).
Следовательно, если применить такой подход к Вашей ситуации, то местом реализации услуг будет являться РФ (место ведения деятельности исполнителя, российской организации).

Договоры с контрагентами из ЕАЭС

Если организация будет заключать договоры на оказание указанных в вопросе услуг с организациями - участниками ЕАЭС, необходимо иметь в виду следующее.
Порядок взимания косвенных налогов (в т.ч. российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).
При выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола (п. 28 Протокола).
Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии с Протоколом. Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются, в том числе, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы ( Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-13/1/66402, от 02.09.2016 N , от 18.05.2015 N ).
Понятия названных услуг приведены в п. 2 Протокола.
В частности, согласно п. 2 Протокола "рекламные услуги" - услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме. То есть данное определение соответствует понятию рекламы, приведенному в N 38-ФЗ.
"Маркетинговые услуги" - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
"Услуги по обработке информации" - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
То есть рассмотренные выше нормы НК РФ аналогичны положениям Договора и Протокола.
Таким образом, если покупателем рассматриваемых услуг, оказываемых российской организацией, является организация - участник ЕАЭС, местом реализации таких услуг признается территория организации - участника ЕАЭС, и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения НДС на территории РФ.
Смотрите дополнительно Минфина России от 08.08.2016 N 03-07-13/1/46363, от 02.09.2016 N (в отношении рекламных услуг), от 11.10.2017 N 03-07-13/1/66402 (в отношении услуг, оказываемых российской компании по организации выставок с целью размещения информации на территории страны-участника).
Вместе с тем аналогично положениям НК РФ в соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола в случае, если оказанные налогоплательщиком услуги фактически не относятся к вышеуказанным услугам, а также не поименованы в пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола, то местом реализации таких услуг признается территория РФ и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в РФ (письмо ФНС России от 15.02.2017 N СД-4-3/2771).

К сведению:
НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации, в частности услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) ( Минфина России от 09.04.2013 N 03-07-08/11612, УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N ).
В связи с этим на основании НК РФ у организации при оказании рекламных услуг иностранным организациям, местом реализации которых не признается территория РФ, может возникнуть необходимость ведения раздельного учета "входного" НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- . Место реализации работ и услуг для целей НДС;
- . Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС;
- . Место реализации маркетинговых услуг для целей НДС;
- . Место реализации рекламных услуг для целей НДС;
- . Место реализации инжиниринговых услуг для целей НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Понятие места реализации работ (услуг)

Статья 148 НК РФ устанавливает особенности определения мест реализации услуг и работ. Далее рассмотрим основные моменты регулирования отношений по установлению места реализации товаров и услуг.

Место реализации работ и услуг - это место, в котором произведена реализация. Место зависит от вида работ и услуг. В первую очередь любая реализация связана с недвижимым имуществом.

Перечень связанных с таким имуществом работ и услуг закреплен пунктом 1 статьи 148 НК РФ. Данная статья устанавливает, что к недвижимым относятся вещи:

  • участки недр;
  • земельные участки;
  • воздушные и морские суда;
  • здания и сооружения в незавершенном строительстве.

Перечень не является исчерпывающим и на усмотрение налоговых органов может быть расширен, но в рамках налогового законодательства. Например, по статье 132 НК РФ имуществом является предприятие в целом, со всеми его зданиями и оборудованием.

Если российская компания осуществляет работы и услуги на территории иностранных государств, то местом реализации работ и услуг признается российский адрес компании.

Данное правило закреплено письмом Минфина России № 03-07-08/10597.

В этом случае российская компания имеет право на вычеты налоговых сумм по налогу на добавленную стоимость (НДС).

Статья 148 не определяет место реализации работ и услуг при производстве на земельном участке.

Другими словами, вне зависимости от того, находится участок на российской или иностранной земле, он не является местом реализации изначально, поскольку не имеет юридического адреса, а имеет только кадастровый.

Условия признания места реализации работ (услуг)

Основополагающими условиями являются:

  • нахождение организации и физического лица-налогоплательщика на территории России;
  • нахождение на территории России покупателя работ, услуг;
  • осуществление деятельности иностранной компании на территории России.

Если место реализации - Российская Федерация, то у продавца появляется обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость с реализационных оборотов.

При реализации товаров и работ налоговая база определяется в зависимости от условий реализации товаров и услуг. База закреплена статьей 153 НК РФ. Налог же уплачивается в соответствии с главой 21 НК РФ, если организация является российской.

Если компания иностранная, но состоит на учете в российских налоговых органах, то она исчисляет НДС в порядке, установленном для компаний России. Если зарубежная компания не состоит на российском налоговом учете, то налоговая база определяется покупателями.

Именно покупатель в данном случае будет являться налоговым агентом. Это правило действительно при условии того, что покупатель зарегистрирован в России (требования стать 161 НК РФ).

Покупатель уплачивает НДС в полном размере, но он имеет право на стандартный вычет по НДС (в соответствии со статьей 171 НК РФ).

Место осуществления деятельности покупателя

Существует ряд услуг, по которым место осуществления деятельности определяется по нахождению покупателя. К таким услугам и работам относятся:

  • консультационные услуги;
  • юридические услуги;
  • рекламная деятельность.

При определении места реализации в рамках таких услуг необходимо применять единственный критерий - признание территории РФ в качестве места осуществления деятельности покупателя.

Прочие критерии: гражданство покупателя, оказание услуг на территории прочих государств - учету не подлежат.

Условия признания места осуществления деятельности покупателя

Условия признания места осуществления деятельности со стороны покупателя следующие:

  • покупатель должен присутствовать на территории России фактически и это присутствие должно быть подтверждено регистрацией в местных налоговых органах;
  • если регистрация отсутствует, то место должно быть прописано в учредительных документах. Данное место может быть местом расположения исполнительного органа покупателя либо быть местом жительства физического лица.

Территория, которая не признается местом реализации работ (услуг)

Некоторые территории не могут быть признаны местом реализации товаров, услуг и работ. Так, не признаются местом реализации земельные участки, которые переданы России во временное пользование. Такие участки, как правило, являются собственность иностранных государств, что противоречит положениям статья 148 НК РФ о российском расположении организации.

Несмотря на то, что на участке располагаются российские компании, это не меняет его принадлежности к другому государству. Участок не облагается НДС.

Движимое имущество, а также воздушные и морские суда внутреннего плавания, связанные с имуществом компании-налогоплательщика, и расположенные на территории другого государства не признаются реализованными на российской территории.

Условия для территории, которая не признается местом реализации работ (услуг)

Место реализации - это территория Российской Федерации при условии того, что компания-налогоплательщик или физическое лицо находятся на территории России.

Организация, предоставляющая в пользование воздушные и морские суда по договору фрахтования с экипажем, не может признавать территорию Российской Федерации местом реализации, если суда используются для добычи водно-биологических ресурсов либо научно-исследовательских работ на иностранной территории.

Отдельным спорным вопросом остается признание места реализации при выполнении работ, услуг, осуществляемых на территории континентального шельфа, исключительной экономической зоны, на местах добычи и разведки углеводородных материалов.

Данные территории могут признаваться метом реализации только при выполнении следующих работ:

  • работы, осуществляемые на границе континентального шельфа или экономической зоны, на границе российской части дна Каспийского моря, по изучению и разведке водных глубин, добычи углеводородного сырья, по созданию искусственных островов;
  • работы по созданию скважин;
  • работы по транспортировке и переработке углеводородного сырья в пунктах на континентальном шельфе или в исключительных экономических зонах.

Если организация осуществляет несколько работ из вышеперечисленных, то место реализации будет определяться по месту основного вида работ, а не по месту реализации вспомогательных мероприятий.

Виды работ (услуг) для целей геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья

Если работы и услуги реализуются в целях геологического изучения или добычи полезного сырья из тех участков недр, которые расположены в экономической исключительной зоне или на континентальном шельфе, вне зависимости от того, находятся они там полностью или частично, то порядок определения места реализации для целей вычисления налога на добавленную стоимость определяется рамками статьи 148 НК РФ.

Данные положения строго регулируются, поскольку затрагивают отношения нескольких государств. Большие разногласия в рамках анной статьи вызваны необходимостью уплачивать НДС при осуществлении работ на территории других государств и особых зон.

Если налогоплательщик осуществляет различные виды работ, то НДС начисляется и по вспомогательному производству, и по основной деятельности.

Ставки НСД при этом могут различаться. Вычеты рассчитываются в данном случае раздельно (например, работы определены по ставке 18%, а часть вспомогательных услуг по ставке - 10%).

Документы, подтверждающие место выполнения работ

Существует ряд документов, которые подтверждают место реализации работ и услуг:

  • контракты и приравненные к ним договоры, как с российскими, так и с иностранными компаниями;
  • документы о выполнении работ - акты приема, акты проверки и т.д.

Таким образом, определение места реализации услуг и работ является достаточно сложным регулируемым процессом. Нормы статьи 148 НК РФ позволяют налогоплательщикам достоверно исчислять налог на добавленную стоимость и прочие виды налогов на работы и услуги, производимые в особых зонах.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

НДС

Резидент оказывает услуги связи нерезиденту. Счета и прочие документы резидент выставляет с НДС? Услуги осуществляются в конечном итоге на территории нерезидента.

Тамара 07.09.2018 22:25

Федорова Любовь Петровна 03.10.2018 16:38

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 04.10.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству
  • Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
  • Налоговый период и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
  • Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
  • Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одновременно законодатель не придаёт значения субъекту, который совершает сделку по продаже этих товаров, работ или услуг, будь это отечественная фирма или зарубежная.

Что это такое

Место реализации услуг устанавливается в соответствии с правилами .

Не имеет принципиального смысла выявление конкретной территории совершения операции. Для законодателя важен факт признания в роли места реализации — территории РФ либо не ее территории.

Следует также заметить, что правила выявления места реализации услуг не совпадают с теми принципами, которые установлены для товаров. Именно поэтому законодатель выделил две отдельные статьи для этих случаев.

Следует также отметить, что термин «место реализации» используется исключительно применительно к НДС.

Нормативная база

Главным документом, который регулирует основные положения, связанные с выявлением места реализации услуг по НДС, является НК РФ.

В п.1 и 2.1 статьи 148 НК РФ закреплены обстоятельства, при которых местом отчуждения будет признана РФ. Именно с данных сделок уплачивается НДС. В п.2 ст. 148 НК РФ зафиксированы случаи, когда местом реализации услуг по НДС выступает не территория РФ.

Руководствуясь п.3 анализируемой статьи, принимается решение о месте отчуждения, если в рамках реализуются несколько разновидностей работ (услуг).

А в п.4 законодатель закрепил список документов, доказывающие место реализации.

Помимо НК РФ, который устанавливает базовые правила и принципы, Минфин РФ разрабатывает свои подзаконные акты, созданные с целью конкретизировать и разъяснить некоторые положения закона.

Кроме того, в рамках Таможенного Союза функционирует .

Данный международный акт также предусматривает принципы выявления места отчуждения услуг для стран-участников ТС.

Место реализации услуг по НДС с 1 октября 2019 года (таблица)

Виды работ, услуг Как определить место реализации
Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов): строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде По месту фактического расположения объекта недвижимости
Работы, услуги, связанные с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания: монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание По месту фактического нахождения движимого имущества
Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта По месту фактического оказания услуг
Передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав
Оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации По месту деятельности покупателя
Консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, а также услуги по обработке информации и НИОКР По месту деятельности покупателя
Предоставление персонала (в случае работы персонала в месте деятельности покупателя) По месту деятельности покупателя
Сдача в аренду движимого имущества (кроме наземных автотранспортных средств) По месту деятельности покупателя
Услуги агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, указанных в пунктах 4-8 данной таблицы По месту деятельности покупателя
Услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой. Исключение - услуги (работы), связанные с перевозкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита Местом реализации признается территория РФ, если:- услуги оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;- пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России
Услуги по предоставлению транспортных средств по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку). А именно воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, используемых для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом Местом реализации является Россия, если: - транспортное средство предоставляют российская организация или индивидуальный предприниматель; - пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России
Услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита
Все остальные работы и услуги, не предусмотренные пунктами 1-11 данной таблицы По месту деятельности организации (индивидуального предпринимателя), выполняющей работы, оказывающей услуги

Общие правила определения

Сделки по отчуждению услуг, работ будут обложены НДС в общем порядке, когда местом их отчуждения считается территория России, а соответствующую сделку совершают плательщики НДС:

  • организация или ИП, официально зарегистрированные на территории РФ;
  • отечественное представительство зарубежной фирмы.

Схема: Место реализации

В том случае, если территория Российского государства не выступает в роли места отчуждения услуг, необходимость начислять НДС с их стоимости отпадает.

Однако это не исключает важности отражения сумм этих сделок в .

Существует еще одно единое правило, которое справедливо для всех ситуаций отчуждения услуг — если услуги имеют второстепенное значение, то место их реализации выявляется по месту отчуждения главной услуги.

Актами, свидетельствующими о месте отчуждения услуг, выступают документально оформленные , заключенные с зарубежными или отечественными организациями и , доказывающий факт выполнения услуг.

Отечественные компании или ИП выступают в качестве налоговых агентов, если получают услуги у зарубежных компаний, которые не обязаны уплачивать НДС.

Такая необходимость возникает исключительно в случае, когда местом отчуждения признается РФ. При этом эти субъекты должны рассчитывать налог по формуле независимо от того выступают ли они плательщиками НДС или нет.

Характеристика самих услуг

В соответствии с действующим НК РФ различается процесс выявления места отчуждения товаров и услуг. Кроме того, законодатель объединяет в рамках единой статьи работы и услуги.

Следовательно, принципы выявления места их отчуждения совпадают. Однако все равно нужно иметь представление об отличии данных понятий друг от друга.

Руководствуясь работа – это деятельность, итог которой располагает материальным выражением и может быть отчужден для удовлетворения потребностей физических лиц и фирм.

Этот термин не вызывает вопросов и сложностей. В качестве примера можно указать научно-исследовательские или подрядные работы.

В п.5 ст. 38 НК РФ представлен термин услуги, как деятельности, результаты которой не обладают вещественной формой, а потребляются и отчуждаются в процессе ее осуществления.

В качестве примера можно отметить услуги по обслуживанию офисной техники. Данный термин противоречив, некоторые исследователи признают его неудачным.

Это связано с тем, что далеко ни все существующие услуги можно отнести к таковым на основе данного в Налоговом кодексе понятия.

Порядок определения в таможенном союзе

В настоящее время процесс установления места отчуждения услуг по НДС в границах Таможенного союза регулируется Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе».

В статье 3 рассматриваемого акта утверждается, что местом отчуждения выступает территория страны — участника ТС, в следующих ситуациях:

  1. Услуги каким-либо образом имеют отношение к недвижимому имуществу, пребывающему в границах этой страны. Данное правило также справедливо для услуг по передаче во временное обладание, найму или предоставление в пользование на третьих лиц.
  2. Услуги касаются соответственно движимого имущества, либо транспортных средств, которые располагаются в границах этой страны.
  3. Услуги в области культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, которые были предоставлены на территории этой страны.
  4. Плательщики НДС этой страны покупают отдельные виды услуг (их перечень содержится в Протоколе).
  5. Если в других случаях, неуказанных в вышерассмотренных пунктах, в качестве исполнителя выступает налогоплательщик этого государства.

Непредусмотренные исключения

Общие принципы выявления места отчуждения не всегда применимы для конкретных ситуаций. Такие исключения имеются в Налоговом кодексе РФ.

Они распространяют свое действие на специфические разновидности услуг, например, имущественные, транспортные и пр.

Имущественные услуги

Местом отчуждения работ (услуг), непосредственно касающихся недвижимого имущества, является территория России, если имущество пребывает на ее территории (п.п. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Этот принцип предусматривает изъятие. Так, под его действие не попадают сделки, совершаемые с отдельными видами имущества (перечень предусмотрен в НК РФ).

Если работы (услуги) имеют связь с движимым имуществом, пребывающим в границах Российской Федерации, то именно она будет выступать в качестве места их реализации (п.п.2 п.1 ст. 148 НК РФ).

Культурно-оздоровительные услуги

Также местом отчуждения услуг считается РФ при одновременном соблюдении 2х условий:

  • услуги связаны с культурой, туризмом, спортом, образованием, искусством;
  • в реальности были представлены на территории РФ.

Нередко на практике возникают сложности, связанные с порядком разграничения таких сходных понятий, как образовательные и консультационные услуги.

Очень важно правильно классифицировать ту или иную сделку, так как от этого будет зависеть способ выявления места отчуждения услуг.

Основное отличие между образовательными и консультационными услугами заключается в том, что по итогам оказания первых субъект получает документ, подтверждающий достижение определённого образовательного ценза.

Консультационные услуги не подразумевают выдачу какого-либо итогового акта. Местом их отчуждения является место функционирования покупателя.

В зависимости от места деятельности продавца

По общепризнанному принципу место отчуждения услуг (работ) выявляется в соответствии с местом деятельности исполнителя.

В данной ситуации в этом качестве признается РФ, если компания или ИП подтвердит свое фактическое присутствие в рамках ее территории.

Оно устанавливается при предоставлении свидетельства о регистрации, выданное компетентными органами РФ. Для зарубежных фирм действуют специфические правила.

Присутствие для них устанавливается с учетом места, которое было утверждено в учредительных актах, места управления фирмой, места пребывания постоянно функционирующего исполнительного органа компании.

Кроме того, Налоговый кодекс предусматривает возможность выявления места отчуждения по месту реальной деятельности покупателя.

Так, в п.п.4 п. 1. ст. 148 НК РФ законодатель установил, что место отчуждения работ или услуг совпадает с местом исполнения деятельности покупателя.

Последнее считается территорией РФ в случае реального присутствия на основе регистрации в роли юридического лица или ИП, а для зарубежной компании – отечественных представительств или филиалов.

Настоящий принцип действует в отношении конкретных ситуаций, установленных налоговым законодательством. Например, при передаче патентов, лицензий, сдачи во временное пользование движимого имущества и пр.

Транспортные услуги

Для транспортных услуг местом отчуждения признается РФ при выполнении следующих требований:

  • в качестве исполнителя выступает российская компания или ИП;
  • на территории РФ располагается как пункт отправления, так и пункт назначения.

Этот же принцип определения места отчуждения работает и для иностранных компаний, если будет соблюдено второе условие.

Исключение составляют зарубежные фирмы, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров не через постоянное представительство.

Для транспортных услуг местом отчуждения является РФ в следующих ситуациях:

  • перевозка товаров отечественными компаниями или ИП, пребывающими под таможенной процедурой таможенного транзита при перемещении объектов от места прибытия на территорию России до места убытия с ее территории;
  • транспортировка, осуществляемая отечественными компаниями, природного газа трубопроводным транспортом на территории РФ.

Пример определения места реализации услуг для расчета НДС. Организация оказывает посреднические услуги по реализации товара за рубежом

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионер) по поручению и за счет АО «Альфа» от своего имени покупает товар за рубежом и за рубежом же его продает без ввоза в Россию.

Место реализации посреднических услуг по продаже товаров определяется местонахождением продавца (комиссионера). Поскольку «Гермес» является российской организацией, то местом реализации указанных услуг признается Россия. Поэтому бухгалтер «Гермеса» начислил НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Пример определения места реализации работ для расчета НДС. Организация выполняет монтаж оборудования за рубежом

АО «Альфа» заключило с иностранной организацией договор на монтаж оборудования, находящегося за рубежом.

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом, определяется его местонахождением. Так как оборудование находится за рубежом, то место оказания монтажных работ не является территорией России. Поэтому бухгалтер «Альфы» с вознаграждения за проведение монтажных работ НДС в бюджет не заплатил.

Ситуация: нужно ли начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов по территории Казахстана? Российская организация передает вагоны другой российской организации на основании договора о возмездном оказании услуг .

Да, нужно. НДС начислите по ставке 18 процентов.

В рассматриваемой ситуации объект обложения НДС возникает, поскольку реализация работ (услуг) происходит на территории России. То есть выполняется условие пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Почему местом реализации считается Россия? Объясним. Поскольку сторонами сделки являются российские организации, руководствоваться нужно нормами статьи 148 Налогового кодекса РФ. Там написано общее правило: местом реализации услуг считается место деятельности исполнителя. В рассматриваемом случае это именно Россия.

Да, есть ряд исключений, поименованных в подпунктах 1-4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Но услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов и др.) для перевозки грузов по территории Казахстана там не названы. Поэтому действует общее правило.

Ставку налога применяйте тоже общую - 18 процентов. Никакие другие - ни нулевая , ни 10-процентная , ни расчетные (10/110 и 18/118) - для услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава не предусмотрены.

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 03-07-08/3285.

Совет: если вы готовы спорить с налоговыми инспекторами, то можете не начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава другой российской организации для перевозки грузов по территории Казахстана. В споре помогут следующие аргументы.

В рассматриваемой ситуации реализация услуг происходит все же за пределами России, а не на ее территории. И вот чем это объясняется.

Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов можно считать услугами, непосредственно связанными с самой перевозкой. Такой вывод следует из положений законодательства о железнодорожном транспорте в России.

А именно: организации, которые оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов (собственных, арендованных, полученных в лизинг и т. д.) для перевозки грузов, являются операторами железнодорожного подвижного состава. Они принимают непосредственное участие в перевозочном процессе. Это прямо следует из норм пункта 1 статьи 2 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

В Минфине России не спорят с тем, что можно руководствоваться этими отраслевыми правилами, поскольку в Налоговом кодексе РФ четких критериев нет (письмо Минфина России от 15 августа 2014 г. № 03-07-08/40910).

Раз речь идет об услугах, связанных с перевозкой и транспортировкой, то для российского исполнителя местом их реализации будет считаться Россия, только если пункт отправления груза (погрузки) и (или) пункт разгрузки находятся на ее территории (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). В рассматриваемой же ситуации это условие не выполняется - вагоны подают и разгружают на территории Казахстана.

Значит, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава считаются оказанными за пределами России (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Поэтому и начислять НДС на их стоимость не нужно (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2011 г. № КА-А40/5570-11). А раньше аналогичную точку зрения высказывали и представители Минфина России (письмо от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/305).

В защиту своей позиции можно привести и еще один аргумент. Услуги по предоставлению вагонов - это составная часть деятельности по организации перевозок, которой занимаются операторы подвижного состава. Такая же, как, например, транспортно-экспедиционные услуги, которые тоже могут оказывать операторы. Об этом сказано в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

А местом оказания услуг по организации перевозок товаров (транспортной экспедиции) за границей Россия не признается. НДС такие услуги не облагаются. Об этом Минфин России высказывался неоднократно (письма от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/307, от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/306, от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/305, от 13 сентября 2011 г. № 03-07-08/278, от 18 июля 2011 г. № 03-07-08/222, от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/126).

Вспомогательные работы, услуги

В законодательстве установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных работ (услуг). Место реализации вспомогательных работ (услуг) определяйте по месту реализации основных работ (услуг). То есть если место реализации основных работ (услуг) - Россия, то и местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также Россия. Если же основные работы (услуги) были реализованы за рубежом, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также иностранное государство.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: когда работы (услуги) считаются вспомогательными в целях расчета НДС?

Этот вопрос в каждом случае будет решаться в зависимости от ситуации. В законодательстве не установлены критерии отнесения работ (услуг) к основным или вспомогательным.

Вместе с тем, в своих разъяснениях Минфин России обобщил основные признаки вспомогательных работ (услуг). Работы (услуги) можно считать вспомогательными, если:

  • и основные, и вспомогательные работы (услуги) осуществляются одной и той же организацией;
  • заказчик (покупатель) и основных, и вспомогательных работ (услуг) один и тот же;
  • вспомогательные работы (услуги) выполняются по тому же договору, что и основные, и неотделимы от основных.

Такой подход подтверждается письмами Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-07-15/52, от 8 ноября 2011 г. № 03-07-08/308, от 17 сентября 2010 г. № 03-03-06/4/88, от 15 января 2008 г. № 03-07-08/07 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г. № А56-8906/2005, Московского округа от 2 марта 2006 г. № КА-А40/916-06 и от 17 октября 2006 г. № КА-А40/9952-06).

При сотрудничестве с иностранной организацией лучше в тексте договора обозначить, какие работы (услуги) имеют самостоятельный характер, а какие работы (услуги) являются вспомогательными по отношению к ним. Так вы внесете ясность по этому вопросу, что поможет избежать споров с проверяющими.

9 Августа, 2013

Российский налоговый курьер, Май 2013

Ольга Альшанцева, эксперт-методолог Intercomp

Елена Рыбникова, внутренний аудитор Intercomp

Наталья Канапухина, ведущий бухгалтер Intercomp

Виктория Кураксина, бухгалтер Intercomp

На практике нередко у компаний возникают трудности, связанные с определением места реализации товаров, работ или услуг. От этого напрямую зависит необходимость уплаты НДС.

Ведь реализация товаров, работ или услуг облагается НДС только в том случае, если она происходит на территории РФ (п. 1 ст. 146 НК РФ). Статьи 147 и 148 НК РФ устанавливают особый порядок определения места реализации отдельных товаров, работ или услуг. При этом, если специальные нормы отсутствуют, то местом реализации работ или услуг, выполненных или оказанных на территории РФ, признается эта территория (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). Такие выводы, в частности, делает Минфин России в отношении услуг по оценке находящихся на территории РФ основных средств (письмо от 22.06.10 № 03-07-08/183).

Нужно ли облагать стоимость консультационных услуг, оказанных иностранному контрагенту? Начислять ли НДС при реализации товара транзитом через территорию РФ? Эти и другие спорные моменты в зависимости от вида реализуемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги представлены в таблице.

Вид реализуемого товара, работы или услуги

В чем заключается сложность

Официальные разъяснения финансовых органов и позиция судов

Место реализации товаров

Товар, находящийся на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, не отгружается и не транспортируется

Как правило, сложностей при реализации товаров между российскими организациями и предпринимателями не возникает. Спорности появляются в случае, если продавцами выступают лица, не состоящие на учете в налоговых органах РФ

По правилам статьи 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ, если товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, не отгружается и не транспортируется. Положения этой нормы распространяются также на сделки, продавцами по которым выступают иностранные организации. На это указала ФНС России в письме от 07.11.11 № ЕД-4-3/18476@. Налоговики разъяснили, что иностранная организация, состоящая на налоговом учете в РФ, обязана при продаже земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости, исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС и представить в инспекцию декларацию по этому налогу (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом важно помнить, что для целей главы 21 НК РФ следует руководствоваться пунктом 2 статьи НК РФ, согласно которому иными территориями, находящимся под юрисдикцией РФ, являются территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права (письмо ФНС России от 12.08.11 № АС-4-3/13133@)

В момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории РФ и/или иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией

Место реализации товара зависит от территории, на которой такой товар находится в момент начала отгрузки или транспортировки

По мнению Минфина России, основным условием для признания РФ местом реализации товаров, является их изначальное нахождение на территории РФ. Так, в письме от 16.11.11 № 03-07-08/320 рассмотрена ситуация, когда российская организация передавала российским и иностранным авиакомпаниям алкогольную продукцию, помещенную под таможенную процедуру реэкспорта, для реализации гражданам, выезжающим за пределы страны, на бортах воздушных судов, осуществляющих международные перевозки. Финансовое ведомство указало, что местом реализации таких товаров признается РФ, поскольку они переданы на именно территории РФ.

При этом следует помнить, что реализация товара, который ранее был вывезен с территории РФ в таможенном режиме экспорта, НДС не облагается. Поскольку в этом случае местом реализации товара территория РФ не признается (письма Минфина России от 25.09.12 № 03-07-08/278 и от 31.10.11 № 03-07-08/300)

Реализуется товар, находящийся вне территории РФ

По общему правилу реализация товаров за пределами территории РФ НДС не облагается (ст. 147 НК РФ). Однако факт такой реализации необходимо документально подтвердить. Кодекс не содержит перечня документов, подтверждающих реализацию товаров за пределами территории РФ

По мнению Минфина России, в этом случае применяются положения пункта 4 статьи 148 НК РФ, в котором содержатся требования к пакету документов, подтверждающих место реализации работ или услуг (письмо от 16.05.05 № 03-04-08/119). Аналогичной точки зрения придерживается ФНС России в письме от 17.10.12 № ЕД-4-3/17589@

В постановлении от 30.05.07 № А48-3215/06-15 ФАС Центрального округа указал, что, учитывая сходный характер правоотношений, регулируемых статьями 147 и 148 НК РФ, подтвердить место реализации товаров может заключенный сторонами контракт, а также транспортные и товаросопроводительные документы (оставлено в силе определением ВАС РФ от 06.12.07 № 12033/07)

Товар приобретается в одном государстве, а реализуется в другом или следует через территорию РФ транзитом

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации только на территории РФ. Если таможенное оформление ввоза и вывоза товара на таможенную территорию РФ не осуществлялось, то территория РФ не является местом реализации товара. Следовательно, при реализации такого товара на территории иностранного государства у организации не возникнет объект обложения НДС

Особенности исчисления НДС при перемещении через таможенную границу РФ товаров, помещенных под тот или иной таможенный режим, предусмотрены в статье 151 НК РФ. Так, если в соответствии с договором на поставку товаров из одного иностранного государства в другое товары проследуют через территорию РФ в режиме международного таможенного транзита, НДС не уплачивается (подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, письма Минфина России от 12.10.12 № 03-07-13/01-49 и от 10.10.08 № 03-07-08/231).

Отсутствует объект обложения НДС и в том случае, если товар, приобретенный на территории иностранного государства, реализуется за пределами территории РФ без ввоза на такую территорию. На это указал Минфин России в письмах от 16.04.12 № 03-07-08/10, от 02.09.11 № 03-07-08/275 и от 25.09.12 № 03-07-08/278. Ведь в соответствии со статьей 147 НК РФ местом реализации товара считается территория РФ в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории РФ

Реализуется товар, вывезенный с территории РФ в таможенном режиме временного вывоза с последующим изменением на таможенный режим экспорта

В случае изменения таможенного режима возникают сложности в отношении правомерности применения ставки НДС 0%

Статья 256 Таможенного кодекса РФ позволяет по заявлению декларанта изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта. Следовательно, при реализации товаров, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме временного вывоза с последующим изменением такого режима на режим экспорта, компания вправе в соответствии с подпунктом 1 пункте 1 статьи 164 НК РФ применить нулевую ставку НДС. Главное - представить в налоговый орган подтверждающие документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ (письма Минфина России от 25.04.08 № 03-07-08/99 и от 26.12.07 № 03-07-15/208).

Такое мнение поддерживают и суды (постановления ФАС Центрального от 10.10.08 № А48-502/08-14 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 12.02.09 №772/09) и Северо-Западного от 08.07.08 № А56-52216/2007 округов).

Место реализации работ и услуг

Работы и услуги связаны с недвижимым имуществом (строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и пр.)

Обязанность исчислить и уплатить НДС зависит от места нахождения недвижимого имущества

По общему правилу НДС облагаются работы и услуги, связанные с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Финансовое ведомство подтверждает, что не признаются реализованными на территории РФ работы и услуги в отношении недвижимости, которая находится за пределами территории РФ. Такие выводы Минфин России делает, в частности, в отношении выполнения:

Российской организацией строительно-монтажных работ на территории архипелага Шпицберген, в том числе для российских организаций (письмо от 26.10.11 № 03-07-08/296);

Российской организацией сейсморазведочных работ на участке недр, находящемся на территории Туркменского сектора Каспийского моря (письмо от 22.07.11 № 03-07-08/23).

Работы и услуги связаны с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания (монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание и др.)

Критерием для определения места выполнения таких работ и услуг является место нахождения движимого имущества

Местом реализации работ и услуг признается территория РФ, если такие работы и услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ. Если такое имущество находится за пределами территории РФ, то связанные с ним работы и услуги не являются объектом обложения НДС. Это правило распространяется также на воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания.

Так, не облагаются НДС работы по ремонту движимого имущества, находящегося на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 16.11.11 № 03-07-08/319). В частности, аналогичные выводы финансовое ведомство делает в отношении работ:

– по сервисному техническому обслуживанию и продлению срока технической пригодности вооружения кораблей, временно дислоцируемых на территории Украины (письмо от 02.11.12 № 03-07-08/310);

– диагностике и ремонту производственного оборудования и транспортных средств, вывезенных на территорию этого государства (письма от 17.08.12 № 03-07-08/252, от 03.09.12 № 03-07-15/119 и от 16.11.11 № 03-07-08/319);

– хранению движимого имущества за пределами территории РФ (письмо от 04.02.10 № 03-07-08/30);

– осмотру водного транспортного средства (морского судна и судна внутреннего плавания), находящегося в территориальных водах иностранного государства (письмо от 13.10.09 № 03-07-08/203);

– пусконаладочных работ, связанных с движимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ (письмо от 10.08.2009 № 03-07-08/179)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ такие услуги облагаются НДС, если они оказаны на территории РФ. Однако НК РФ не содержит описания конкретных услуг. Таким образом, возникают споры при отнесении оказываемых услуг к услугам, поименованным в указанной норме

Чтобы снизить риски возникновения претензий контролеров к виду оказываемых услуг, компаниям необходимо четко сформулировать предмет договора и подробно описать не только сами услуги, но и их цели.

Так, в письме от 18.09.12 № 03-07-08/269 Минфин России указал, что место реализации услуг по организации выставки зависит от целей проведения такой выставки. Если выставка проводится в сфере искусства и культуры, то местом реализации таких услуг будет территория РФ. А при организации выставки в рекламных целях объект обложения НДС отсутствует (письмо Минфина России от 01.02.12 № 03-07-08/21).

Не содержит НК РФ и перечня образовательных услуг. По мнению финансового ведомства, если эти услуги оказываются вне территории РФ, то местом их реализации территория РФ не признается (письмо от 19.05.10 № 03-07-08/151). Аналогичные выводы Минфин России делают в отношении услуг по обучению:

– российских специалистов эксплуатации летательных аппаратов (письмо от 05.08.09 № 03-07-08/173);

– эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования (письма от 05.12.11 № 03-07-08/342 и от 02.09.11 № 03-07-08/273)

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ место реализации указанных работ и услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя этих работ. Соответственно основной критерий для определения места оказания таких услуг - признается ли территория РФ местом деятельности покупателя. Наибольшее количество споров связано с оказанием консультационных, юридических, рекламных, маркетинговых услуг и услуг по предоставлению персонала

Столичные налоговики подтверждают, что местом реализации работ и услуг не признается территория РФ, если покупатель таких работ и услуг не осуществляет деятельность на ее территории. В частности, в письме от 18.10.10 № 16-15/108863@ рассмотрен порядок обложения НДС операций по оказанию услуг по обработке информации.

Кроме того, финансовое ведомство указывает, что при определении вида отдельных услуг следует руководствоваться в том числе гражданским законодательством. В частности, в письмах от 01.02.12 № 03-07-08/2 и от 17.06.09 № 03-07-08/135, для отнесения услуг к рекламным, Минфин России ссылается на положения статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ "О рекламе".

Так, по месту нахождения покупателя определяется место оказания следующих работ и услуг:

– передача иностранным организациям прав на использование программ для ЭВМ (письмо Минфина России от 03.08.12 № 03-07-08/233);

– расчет заработной платы (письмо Минфина России от 24.07.12 № 03-07-08/213);

– бухгалтерские и консультационные услуги (письмо Минфина России от 16.04.12 № 03-07-08/106);

– предоставление персонала, в частности, аутсорсинговые услуги в сфере бухучета (письма Минфина России от 17.10.11 № 03-07-08/290 и от 03.06.10 № 03-07-08/165);

– маркетинговые услуги и услуги по обработке информации (письма Минфина России от 17.12.10 № 03-07-08/367 и от 03.09.10 № 03-07-08/255);

– передача прав на товарный знак (письмо Минфина России от 05.10.10 № 03-07-08/278);

– инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных объектов, предпроектные и проектные услуги (письмо Минфина России от 14.12.11 № 03-07-08/350). Однако если организация, оказывающая инжиниринговые услуги, одновременно является исполнителем работ по строительству недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ, то местом реализации услуг РФ не признается. Следовательно, данные услуги НДС не облагаются (письмо Минфина России от 19.10.11 № 03-07-08/292);

– консалтинговые услуги. Несмотря на то, что такие услуги не поименованы в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, ФАС Центрального округа указал, что место реализации таких услуг определяется аналогично месту реализации консультационных услуг, поскольку эти услуги тождественны (постановления от 19.02.10 № А36-3591/2009 и от 15.01.10 № А36-2392/2009)

Покупателем консультационных, юридических, рекламных и иных подобных услуг выступает иностранная организация

Спорности возникают в том случае, если иностранная организация – покупатель услуг, имеет постоянное представительство на территории РФ

Если заказчиком указанных работ или услуг является иностранная компания, не имеющая постоянного представительства на территории РФ, то объекта обложения НДС не возникает. В частности, такие выводы Минфин России сделал в письме от 07.12.10 № 03-07-08/358 в отношении сюрвейерских услуг (по осуществлению сбора, обобщению и систематизации информационных массивов и представлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации).

Если же у покупателя (иностранной организации) есть постоянное представительство на территории РФ, важно определить, кто является пользователем услуг - такое представительство или сама головная организация.

Кроме того, финансовое ведомство в письмах от 29.01.10 № 03-07-08/21 и от 20.01.09 № 03-07-08/05 указало, что если услуги оказываются непосредственно головной организации, то объект обложения НДС не возникает. Если же услуги оказаны российскому представительству иностранной организации, то местом их реализации признается территория РФ (письмо Минфина РФ от 20.11.12 № 03-07-08/325). Подтверждает это и ФАС Московского округа в постановлении от 10.07.12 № А40-82827/11-129-357

Услуги по перевозке и транспортировке, услуги по предоставлению во фрахт воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, используемых для перевозок товаров и пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом

Местом оказания таких услуг признается пункт отправления (назначения). При этом зачастую споры возникают, если исполнителем выступают иностранные перевозчики

Долгое время Минфин России придерживался позиции, согласно которой местом реализации услуг по транспортировке и перевозке не признается территория РФ (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ), если такие услуги оказывает иностранная организация (письма от 24.05.06 № 03-04-08/10 и от 26.06.06 № 03-04-08/129).

Однако Федеральный закон от 19.07.11 № 245-ФЗ внес поправки в статью 148 НК РФ, согласно которым порядок определения места оказания услуг по перевозке не зависит то того, российские или иностранные лица оказывают такие услуги. Важно учитывать пункт отправления и назначения.

Так, местом реализации услуги не признается территория РФ, если:

– груз перевозится по территории иностранного государства до границы РФ (письмо Минфина России от 29.03.07 № 03-07-08/54);

– станции отправления и назначения находятся за пределами территории РФ (письма Минфина России от 03.11.11 № 03-07-08/307 и от 13.09.11 № 03-07-08/278);

– российская компания предоставляет иностранному контрагенту для перевозки грузов воздушный транспорт (постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.12.09 № Ф03-6718/2009, оставлено в силе определением ВАС РФ от 02.03.10 № ВАС-1927/10).

По месту нахождения пункта отправления (назначения) определяется также место оказания услуг, связанных с перевозкой. В частности, такие выводы Минфин России сделал в письме от 03.12.12 № 03-07-08/335 в отношении транспортно-экспедиционных услуг

Работы или услуги, которые оказываются по месту деятельности исполнителя, кроме перечисленных в подпунктах 1-4.1 и 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ (ведение реестра ценных бумаг, сертификация продукции, посреднические услуги)

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ установлено, что местом оказания таких работ и услуг признается место деятельности организации или предпринимателя, которые их выполняют. При этом наибольшее количество споров возникает при реализации посреднических услуг в рамках агентского договора или при оказании услуг для иностранного заказчика

Лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если оно фактически присутствует на этой территории на основании государственной регистрации. При отсутствии такой регистрации место осуществления деятельности определяется на основании сведений, указанных в учредительных документах (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Соответственно если исполнитель работы или услуги осуществляет деятельность на территории РФ, то по правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ у него возникнет объект обложения НДС. Такие выводы Минфин России делает, в частности, в отношении:

– услуг посредника (письма от 02.12.11 № 03-07-08/339 и от 31.12.09 № 03-07-08/280). При этом налог уплачивается с суммы посреднического вознаграждения;

– дизайнерских услуг (письмо от 31.07.12 № 03-07-08/223);

– поиска клиентов (письмо от 31.07.12 № 03-07-08/222);

– выдачи поручительства (письмо от 12.03.10 № 03-07-08/66);

– перевода технической документации (письмо от 06.10.08 № 03-07-08/225);

– ведения реестра владельцев ценных бумаг, внесения записи в реестр и предоставления выписок из него (письмо от 15.02.10 № 03.07.08/37);

– сертификации продукции (письма от 24.05.11 № 03-07-08/155 и от 19.11.10 № 03-07-08/316);

– брокерских услуг (п.2 письма от 27.04.10 № 03-03-06/2/82)

Работы и услуги вспомогательного характера

Как правило, споры возникают в случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов работ и услуг. При этом невозможно точно определить, какие работы квалифицируются в качестве основных, а какие - как вспомогательные

По мнению финансового ведомства, если реализация работ или услуг носит вспомогательный характер по отношению к основным работам или услугам, местом осуществления такой вспомогательной реализации будет место реализации основных работ или услуг. Ведь выполнение основных работ или услуг невозможно без осуществления вспомогательных работ или услуг (письмо от 17.09.10 № 03-03-06/4/88).

При этом к вспомогательным работам Минфин России относит:

Работы и услуги по строительству, охране и уборке выставочных стендов, размещению информации об участнике выставки (по отношению к услугам по предоставлению помещений в аренду для проведения выставок) - письмо от 14.10.09 № 03-07-08/205;

Похожие публикации