Что послужило причиной дуэли онегина и ленского. Дуэль Ленского с Онегиным (Анализ эпизода из шестой главы романа А. Пушкина «Евгений Онегин»). Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Оказывается, причиной поединка мог стать для дворян в XIX веке

сущий пустяк, а ведь Ленскому показалось в его юной, наивной ревности,

что лучший друг взялся ухаживать за его невестой, а Ольга,

вдруг превратившись в кокетку, отвечает Онегину взаимностью, чуть ли

не изменяет. Читатель видит, что ревность Ленского не имеет серьезных

оснований: раздраженный скучным ему обществом поместных

дворян на балу у Лариных, Онегин хотел «взбесить» друга,

уговорившего его приехать, но совершенно не собирался ни ухаживать

за Ольгой, ни затевать серьезную ссору.

Однако Ленский, считая себя оскорбленным, обращается к Зарецкому

с просьбой быть его секундантом. Зарецкий не без удовольствия

вручает Онегину вызов на дуэль, и тот без лишних слов

объявляет, что он «всегда готов». Почему Онегин мгновенно соглашается?

Главный герой досадует на свою неуместную шутку с Ленским,

жалеет, что не объяснился с другом. Но мысль об отказе от

поединка представляется ему невозможной. Современному читателю

понятно эмоциональное лирическое отступление автора о нелепости,

даже преступности дуэлей по ничтожным поводам, но непонятно,

почему же Онегин и Ленский, осознав ошибку, становятся к барьеру.

Читателю же пушкинского времени как раз ясны были мотивы поступков

героев, а странными могли показаться рассуждения автора.

Недаром Пушкин так подробно описывает Зарецкого, проведшего

бурную молодость за карточными или трактирными столами, а нынче

ради собственного удовольствия устраивающего чужие поединки.

Откажись Онегин драться, Зарецкий мигом бы ославил его как труса.

Честь Онегина была бы навсегда запятнана, а для дворянина считалось

возможным потерять все, но не честь. Пушкин, как передовой

человек своего времени, гуманист, один из первых в русской литературе

заговорил о бесчеловечности дуэлей. Получалось, что, убей

Онегин друга без всякого серьезного повода, честь его не пострадает,

а откажись от убийства - прослывет трусом.

Онегин изображен типичным человеком своего времени, неспособным

перешагнуть через условности дворянской этики. Пушкин

дает читателю понять, что главный герой всеми силами пытается

сорвать дуэль, но тем страшнее результат. Онегин неприлично опаздывает,

берет в секунданты слугу, дерзит Зарецкому по поводу его

честности, но роковой механизм запущен, и все мелкие ухищрения

бессильны остановить его.

По сигналу вчерашние приятели сближаются, и Онегин стреляет

...Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Пушкин находит самые выразительные, потрясающие читателя

слова, чтобы показать всю трагичность гибели юного поэта. Всей

сценой дуэли Пушкин словно обращается к современникам с призывом

опомниться, отказаться от «ложного стыда», когда речь идет

о человеческой жизни, не затевать ссор по пустякам, если они могут

обернуться смертным поединком.

Пушкин пишет, что Онегин «сражен» восклицанием Зарецкого

«Убит!» Спрашивается, а чего же он ожидал, когда целился в Ленского?

Напрашивается ответ, что Онегин попал в друга случайно,

собираясь выстрелить мимо. Но тем страшнее неожиданный результат

выстрела.

Пушкин пытается угадать, каким мог бы быть жизненный путь

Ленского. Ему видятся два варианта: Ленский становится великим

поэтом или же превращается в заурядного помещика. Наверное,

Пушкин намеренно рисует две таких противоположных судьбы:

неважно, кем стал бы Ленский, важно, что жизнь человеческая не

была бы так нелепо оборвана.

В заключение хочется обратиться к биографии самого А. С. Пушкина.

Уже Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», написанном

сразу после смерти своего великого современника, отметил то странное,

пророческое сходство, которое есть в изображении гибели Ленского

и реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Правда, повод для дуэли был

нешуточный: была задета честь жены поэта. Но убийству нет

оправдания, и человека не вернуть. И мы можем, как Пушкин о Ленском,

только гадать, какие еще шедевры мог бы создать наш великий

поэт, если бы не трагическая смерть.

Дуэль Ленского с Онегиным . Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят вес­ной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцати­летним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».

Там, где дни облачны и кратки,

Родится племя, которому умирать не больно.

Петрарка

Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: все еще обойдет­ся, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Эпи­граф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушен­ному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.

Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.

В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения». Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустя­ков, Гвоздин, даже Флянов - те только ничтожества, угнета­тели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир петушковых и фляновых; он - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушки­на о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.

Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он Был должен оказать себя Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состоя­ние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…». Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно… Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

«… в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов…»

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненави­стью:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных зна­ков. Но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных знаках под­ряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне!

«Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, «на тай­ный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, - это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются пустяковы и буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.

Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отпра­вился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.

Он видит: он еще любим;

Уж он, раскаяньем томим,

Готов просить у ней прощенья…

…Он счастлив, он почти здоров…

Уезжая, он с тоской смотрит на Ольгу, но ничего не говорит ей. Дома всю ночь пишет стихи. В отличие от Онегина, кото­рый спокойно проспал всю ночь, и даже опоздал на дуэль.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее Замечает общие черты характера. Он пишет: «Они со­шлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой? » Не столь различны меж собой. Как по­нимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые со­средоточены только на своей, якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынуж­ден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложи­лась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Бе­линский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал вто­рой вариант. Пушкин пишет:

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне счастлив и богат

Носил бы стеганый халат.

Казалось бы, что случилось - небольшая месть Онегина за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся окру­га, «сброд», который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра, но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конеч­но, и не измена - ни для Ольги, ни для Онегина). И единствен­ным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным пу­тем, объясниться? Ему помешало это пресловутое обществен­ное мнение. Да, оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это ни страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

Ленского похоронили недалеко от селенья. Пушкин пишет о себе, ему уже скоро тридцать, он прощается с забавами юно­сти:И вот «любовь» Ольги: она поплакала, погоревала, вы­шла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна - нет, она не разлюбила Онегина, просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее: в Онегине она «должна… ненави­
деть убийцу брата своего ». Должна, но не может. И после посе- Iценил кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, веро­ятно, не сможет никогда.

Пускаюсь нынче в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Дуэль Онегина и Ленского из шестой главы романа «Евгений Онегин»– загадочный и во многом неясный эпизод. Зачем понадобилось автору сводить друзей в смертельном поединке?

Пушкин проверяет своих героев разными способами: любовью, отношением к тем или иным жизненным явлениям. Но для полного раскрытия образов необходимо нечто более весомое. И поэт находит прием: проверка убийством. В истинности дружеских отношений между Ленским и Онегиным сомневаться не приходилось до сцены на балу, на которой Онегин решил от скуки посмеяться над высоким чувствами Ленского. Если бы он только знал, чего будет стоить эта невинная шутка.

Поводом для дуэли послужила ревность Ленского. Она, впрочем, не имела достаточных оснований. Легкий флирт, который позволил себе Онегин, не представляется достаточной посылкой для того, чтобы пустит пулю в грудь другу.

Но у Ленского был "злой гений". Пушкин напрямую не говорит о влиянии Зарецкого на решение Ленского стреляться. Но по некоторым деталям нетрудно догадаться, кто склонил молодого восторженного юношу к подобному поступку.

Зарецкий не представлял собой ничего интересного:

…некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный…
...Раз в настоящем упоенье
Он отличился смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен: драгой залог!

Зарецкий, вызывающий улыбку у автора («Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций, /Разводит уток и гусей / И учит азбуке детей»), был большой любитель «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их». Из чего можно сделать вывод, что именно он склонил молодого поэта к дуэли.

Получив записку от друга, Онегин чувствует свою вину:

Во-первых, он уж был не прав…
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.

Так рассуждает главный герой накануне дуэли. Но не отказывается. Почему? Онегиным движет боязнь общественного мнения? Но не он ли с презрением относился к свету и его суждениям? Онегин решает участвовать в этом фарсе.

Дуэль между друзьями и была фарсом. Ведь было много причин остановки или полного отказа от дуэли. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли. Он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в его прямые обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой, французом Гильо, вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.

Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся, так как Евгений опоздал более чем на час. Очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет сходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета.

В сцене дуэли Зарецкий является представителем света. Поэтому можно сказать о символичном значении всего поединка. Евгений, который представлял себя свободным от предрассудков, выказал себя всего лишь как человек своего общества и круга. Его попытка оградиться от стереотипов потерпела крах. Он оказался несвободен от мнения окружающих, побоялся стать объектом провинциальных сплетен. Так Пушкин раскрыл парадоксальность и двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.

Трагедия Онегина в его неумении ценить простые и искренние человеческие чувства. Он отвергнул искреннюю любовь Татьяны, а теперь убил своего друга. Можно трактовать всю сцену дуэли и поведение во время нее Онегина как попытку Пушкина сделать его убийцей поневоле. Но у него был шанс остановиться. Сам автор неоднократно спрашивает уже во время поединка:

Не засмеяться ль им пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?…

И отвечает:

Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

Пушкин называет стыд Онегина «ложным». Это ли не ответ автора?

Пушкин еще вынесет приговор своему герою. Финал романа показывает, что оправдан Онегин не будет. Кроме того, он навсегда войдет в историю русской литературы не как герой-идеал, герой-пример, но как «лишний человек» и обладатель холодного сердца и черствой души.


Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».

Там, где дни облачны и кратки,
Родится племя, которому умирать не больно.
Петрарка

Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Эпиграф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.

Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.

В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения». Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов - те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир петушковых и фляновых; он - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.

Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает.
Сам говорит себе, что он

Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце...». Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

«... в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков. Но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне!

«Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, - это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются пустяковы и буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.

Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отправился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.

Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья...
...Он счастлив, он почти здоров...

Уезжая, он с тоской смотрит на Ольгу, но ничего не говорит ей. Дома всю ночь пишет стихи. В отличие от Онегина, который спокойно проспал всю ночь, и даже опоздал на дуэль.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой?» Не столь различны меж собой. Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет:

Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат
Носил бы стеганый халат.

Казалось бы, что случилось - небольшая месть Онегина за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра, но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена - ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это ни страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот - «любовь» Ольги: она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна - нет, она не разлюбила Онегина, просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее: в Онегине она «должна... ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда."

Ленского похоронили недалеко от селенья. Пушкин пишет о себе, ему уже скоро тридцать, он прощается с забавами юности:

Пускаюсь нынче в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.

Похожие публикации