Монументы возвышают дух народа эссе. Принципы риторического деления тезиса. Смысловая модель "имя"

Николай Михайлович Карамзин (1766—1826)

Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая .

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою . Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни: она есть первое счастие — а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освещают в памяти первый день любви и дружбы своей. <...>

Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется. — Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащенные природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству: ибо она не была бы тогда общею.

С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается к предметам склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев. <...>

Но физическая и нравственная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его.

Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества; ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Так греки и римляне считали себя первыми народами, а всех других — варварами; так англичане, которые в новейшие времена более других славятся патриотизмом, более других о себе мечтают.

Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.

Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию.

Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелию народа русского, а победа вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростию, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом и десятом веке играли и забавлялись ужасом тогдашней новой столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя 1 , чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава 2 были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости.

Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия. Великие люди и великие народы подвержены ударам рока, но и в самом несчастии являют свое величие. Так Россия, терзаемая лютым врагом, гибла со славою; целые города предпочитали верное истребление стыду рабства. Жители Владимира, Чернигова, Киева принесли себя в жертву народной гордости и тем спасли имя русских от поношения. Историк, утомленный сими несчастными временами, как ужасною бесплодною пустынею, отдыхает на могилах и находит отраду в том, чтобы оплакивать смерть многих достойных сынов отечества.

Но какой народ в Европе может похвалиться лучшею судьбою? Который из них не был в узах несколько раз? По крайней мере завоеватели наши устрашали восток и запад. Тамерлан 3 , сидя на троне Самаркандском, воображал себя царем мира.

И какой народ так славно разорвал свои цепи? Так славно отмстил врагам свирепым? Надлежало только быть на престоле решительному, смелому государю: народная сила и храбрость, после некоторого усыпления, громом и молниею возвестили свое пробуждение.

Время самозванцев представляет опять горестную картину мятежа: но скоро любовь к отечеству воспламеняет сердца — граждане, земледельцы требуют военачальника, и Пожарский 4 , ознаменованный славными ранами, встает с одра болезни. Добродетельный Минин 5 служит примером; и кто не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет... Древняя и новая истории народов не представляют нам ничего трогательнее сего общего, героического патриотизма. В царствование Александра 6 позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новгороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.

Петр Великий 7 , соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, не надолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу, и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взяв его, летели сражаться с первою европейской армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков — и наконец французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем, еще кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.

В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людкость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.

Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость ; но разве она не есть знак превосходного образования души? <...>

В науках мы стоим еще позади других, для того — и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. <...> Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели собственно так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? и можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-надесять веке философствовал и писал Монтань 8: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими, как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмеливаюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французские и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам * . <...> Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. <...>

<...> Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразно с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обрабатыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что "язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому". Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? — Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою , чтобы сказать: я существую нравственно! Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в нравственном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает — и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и раскрытия; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда!

Победы очистили нам путь к благоденствию; слава есть право на счастие.

Теория риторики

Вопрос №1.
Определение риторики.

Риторика – наука об ораторском искусстве, об отношении мысли к высказыванию и средствах риторического доказывания. Риторика как прикладная дисциплина содержит набор теоретических положений, которые создаются в разных сферах лингвистических наук, философии, логике, психологии, семантике. Кроме того, риторика содержит набор правил, технологий и предписаний, которые позволяют практически создавать и произносить речи, соответствующие культуре и влияющие на людей.
Начинающим ораторам риторика позволяет сознательно и эффективно программировать своё общение. Риторика, используя мировой культурный опыт языка и его использование при общении, раздвигает узкие границы +-стихийного построения речи и позволяет использовать каждому оратору образцы наиболее эффективной формы речи. От владения навыками влиятельной речи во многом зависит наш жизненный и профессиональный статус.
«Риторика, - по глубокому убеждению Аристотеля, - это то же искусство, то же творчество, выросшее на диалектической логике возможного бытия». «Риторика – искусство, соответствующее диалектике» - вот фраза, которой открывается трактат Аристотеля.
Самое главное в ораторском мастерстве, по Аристотелю, - доказательства. Он определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Поскольку же «способ убеждения есть некоторого рода доказательство», то риторика Аристотеля – это наука доказательной речи.
Таким образом, аристотелевская риторика – это наука о способах доказательства вероятного, возможного, правдоподобного.
Теперь мы дадим определение современной риторики.
Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Вопрос №2 .
Риторический канон и его структура.

Ядром современной риторики есть путь от мысли к слову и является совокупностью трёх этапов: изобретение содержания, расположение изобретённого и словесное выражение. Что сказать? В какой последовательности? Какими словами? Эти три этапа – пути от мысли к слову – определяются риторическим каноном. Узнав эти законы и усвоив принципы риторического канона, человек сможет более уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи. Эти законы помогут каждому упорядочить логическое, понятийное построение своей речи. Это пригодиться не только в публичном выступлении или различных устоявшихся письменных жанрах, но и в быту.
Классический риторический канон отмечает на пути от мысли к речи пять этапов:
1.Инвенция – «нахождение», «изобретение» или «изобрести, что сказать».
2.Диспозиция – «расположение» или «расположить изобретённое».
3.Элокуция – «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» или «украсить словами».
4.Запоминание – Речи античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи писал её для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь.
5.Произнесение – Это актёрское, театральное исполнение речи – этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим исполнением жеста, мимики, голосовых данных оратора.

Вопрос №3
Что такое «топ»? Охарактеризовать 10 видов топов.

Топ – общее рассуждение, наблюдение, описание, которое человек мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, (топос, или топ - тема речи). Другими словами, смысловая модель обобщающей природы. Например, время летит, время лечит и т.д.
Топ (смысловая модель) - «род-вид» («разновидности»).
Ведя речь о машине, мы видим, что родовым, общим понятием по отношению к машине будет аппарат (также механическое устройство). Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности: швейная машина, стиральная машина, легковая машина.
Принцип действия топа - разложение идеи топа по схеме «общее-частное» только по вертикальной схеме. Например:

животное

собака

охотничья собака

терьер

шнауцер

миттельшнауцер

Топ «разновидности» является частным случаем топа «род-вид». В этом топе не только идут перечисление видов, но и производится оценка каждой разновидности, выбирается наилучшие, отбрасываются плохие или неподходящие
животное
кошка собака лошадь

охотничья собака

терьер

шнауцер

миттельшнауцер

Вывод: топ «род-вид» (в том числе и топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли и речи - от общего к частному (дедукция) и от частного к общему (индукция).

Топ (смысловая модель) - «определение».
Топ «определение»- определение предмета речи, служит изобретению содержания речи, условие ее ясности, непротиворечивости. Структура топа: необходимо определить предмет речи - значит назвать общий род (дуб- дерево, велосипед-машина и т.д.) и видовое, специфичное его отличие от других предметов того же рода (лето - самое теплое время года в нашем полушарии).

Топ (смысловая модель) – «целое - части».
Суть модели «целое – части» состоит в том, что предмет речи (идею) нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (Шамора - море, мангал - шашлыки), б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Топ «целое - части» отражает универсальный закон работы мысли – ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Описание конкретного предмета (целого) требует соблюдения определенного алгоритма:
- описываются вещи-предметы, имеющие строго определенные функции, выделяются именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными.
- в описаниях вычленяются самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов: «Очки (определение) большей частью состоят из двух круглых или овальных стёкол, вделанных в лёгкую оправу…Оправа делается из стали, черепаховой кости, а также из серебра и золота (части).

Топ (смысловая модель) – «свойства». Топ «свойства» включает в себя топы «признаки», «качества», «функции». Это приметы предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Чтобы правильно использовать топ «свойства» нужно: а) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата; б) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций:- «Эта птица поражает какой-то необычайной внешней нескладностью и расхлябанностью, напоминая подчас скверно сделанное неумелым таксидермистом чучело. И в то же время это во многих отношениях замечательная птица»…

Топ (смысловая модель) – «сопоставление».
Смысловая модель «сопоставление» является одной из моделей организации мышления и речи, «размножения идей». Поиски общего между предметами и явлениям, как и открытие отличного и противоположного, предоставляет возможность структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию.
Существуют две разновидности топа «сопоставления»:

    Топ «сравнение»: поиски сходства (аналогии). Одно подается через другое, демонстрируется посредством другого, если имеет с ним нечто общее (способ «размножения идей). Эта модель топа построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, что с чем сравнивают) и термина сравнения, связывающие эти члены (это то общее, что дает возможность сравнивать вещи). Термины сравнения: внешность, дерзость, действия…-
    Топ «противопоставление»: поиски различного (противоположного). Мышление и речь, сопоставляя окружающее человека явления и предметы, оперируют следующим механизмом: познать вещь и представить ее в речи можно и «сталкивая» ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Противопоставление широко используется для решения риторических задач - и для описания, и для рассуждения, и для доказательства: - День и ночь; «Война и мир»; толстый и тонкий…
    «Они сошлись, Волна и камень,
    Стихи и проза, лёд и пламень,
    Не столь различны меж собой…»
    Топ (смысловая модель) – «Причина и следствие»
Описывает ещё один универсальный тип отношений между идеями (между словами и отдельными фрагментами в речи). Этот топ находит причины предмета речи, предвидит и обнаруживает в речи его следствие: - Чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Цепная разновидность. При разработке смысловой структуры речи _ рассуждения топы «причина» и «следствие» могут занимать первостепенные позиции, исчерпывая, по существу, всё содержание. Дана тема: «Монументы возвышают дух народа».
1.Причины: а) памятники напоминают о славных деяниях предков; б) воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому; в) рождают уверенность, что в народе имеются ещё силы для дел не менее славных.
2.Следствия: а) обязанность каждого патриота – посильное приношение на увековечение памяти предков; б) обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников.

Топ (смысловая модель) «Обстоятельства»
Топы «Как?», «Где?», «Когда?». Топ «обстоятельства»: место, время, условия - Где? Когда? Как? Каким образом? Ответы на эти вопросы дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Попробуйте рассказать «историю», не использовав эти риторические общие места: « Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся борт «Секрета» - всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно солнечным зайчикам на струящейся лучами стене. Не помня себя как, она поднялась по трапу в сильных руках Грея…»

Топ (смысловая модель) «Пример» и «Свидетельства»
«Примеры» к отдельным положениям речи или ко всей речи необходимы в связи с общериторическими принципами конкретности и близости. Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы…: - Пётр сказал однажды: «Англинская вольность здесь не у места, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять».
«Свидетельства» - риторическое общее место, это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость: - «Язык мой – враг мой»; «Что написано пером, того не вырубишь и топором»…

Топ (смысловая модель) «Имя»
Смысловая модель «Имя» является источником изобретения мыслей, развития темы – обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие. Топ «Имя» подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли…

Вопрос № 4.
Законы общей риторики.

Законы риторики отражают общериторический идеал: речевое поведение и речь участников общения должны обеспечивать гармонию речевого события.
Первый закон – закон гармонизирующего диалога – говорит о том, что ваш собеседник или ваша аудитория не пассивный объект, которому вы должны передать информацию. Задача – установить гармонические и двусторонние отношения со слушателем. Реальная речь, слово – то, что слышат из наших уст родные и знакомые – это результат осознанного или неосознанного выбора, который делает говорящий. Это результат нашего речевого поведения. Принципы речевого поведения выработала риторика для того, чтобы получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего. Риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата всегда нужно учитывать, чтобы увлечь и захватить адресата. Принцип конкретности не менее важный принцип, конкретность помогает зримо воспринимать звучащую речь. Чем конкретней речь – тем легче и приятнее её слушать, тем больше усвоят, поймут, запомнят.
Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата. Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к её концу. Требования второго закона риторики: принцип движения . Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Третий закон – эмоциональности речи . Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает или беседует. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью особых принципов их использования в речи. Первое место из них занимает метафора.
Четвёртый закон – закон удовольствия. Он гласит, что эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Для этого нужно, чтобы в речевом общении возникла игра. Что может доставить большее удовольствие, чем игра? Кроме «игровых фигур» речи и юмора, мощным средством выполнения четвёртого закона служит разнообразие речи. Также существует особый тип речевого общения (тип дискуса ), который весь посвящен получению удовольствия от беседы или речи.
2 3 4
Закон Закон Закон
продвижения удовольствия эмоциональности
и ориентации речи
адресата

Вопрос № 5.
Понятие «тропа» и «фигуры». Виды.
Топ – оборот речи – употребление слова или выражения в переносном значении. Эта метафора, ирония – выразительно-изобразительные средства.
Риторические тропы – это вовсе не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратив своей двуплановости, а, следовательно, не лишились выразительности.
Переносы значений одного предмета (явления) на другой отражают ход познавательной деятельности человека; а) сходные явления и вещи (метафора) : - Я спросил сегодня у менялы
Легче ветра, тише Венских струй… б) группировка вещей и явлений по их близости друг с другом и тоже называется одним словом (метонимия): Не то на серебре, - на золоте едал. Переносные, образные значения: На сердце кошки скребут; А заря, лениво обходя кругом…
Метафора – этот вид тропа состоит в переносе названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Метафора – основное средство изображения душевной, духовной, эмоциональной жизни человека. (Сладкая, страстная мелодия…всё сияла…росла, таяла…)
На пушистых ветках
Снежно ю каймой
Распус тились кисти
Белой бахромой…
Метонимия – этот троп состоит в переносе именования предмета на другой предмет, но по иному признаку – не по сходству, а по смежности (близости). С помощью метонимии часто называют:
- Предмет по материалу, из которого он сделан: Янтарь в устах его дымился – янтарная трубка, трубка из янтаря;
- Предмет по его свойству: радость моя, любовь моя, счастье моё ;
- Предмет по производителю действия: читал Аристотеля, купил Цицерона;
- Содержимое по предмету, содержащему его: чайник кипит (вода в чайнике), печь трещит (дрова в печи);
- Время по предмету (явлению), характеризуещему это время: учится до седых волос, любить до гроба.
Ирония – этот троп одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое и переносное. «О, она плачет, я виноват, как видите!». «Похвальное слово глупости». «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Ирония может переходить в едкую издёвку, в сарказм, но никогда не должна превращаться в грубость. Простейший вид иронии – «антифраз», когда в противоположном смысле употребляется одно слово. «Доходяга» Геркулес, «безобразный» Аполлон.
Парадокс - утверждение, изречение, противоречащие на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем-то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Ничего не делать – очень тяжёлый труд.
Намёк – средство непрямого (косвенного) информирования. Категория намёка подразумевает «додумывание» адресатом высказывания говорящего. «Вы, судьи, уже давно догадались, о чём я хочу сказать, верней, умолчать».

«Риторические фигуры речи» - это формы, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Такие «узоры», по которым можно «вышивать» отдельную фразу.
Первая группа включает фигуры, при которых структура фразы определяется соотношением значений слов – понятий в ней. Это – антитеза и градация. Противопоставление понятий и соответствующее построение фразы образует фигуру антитезы . «Когда я говорю да, она говорит, нет»; «Ни ночи, ни дня не видно». Расположение понятий в порядке нарастания «Не жалею, не зову, не плачу…» или убывания «Жизнь становилась всё хуже, всё скучнее, всё безотрадней» значения – фигуру градации .
Вторая группа обладает свойством облегчить слушание речи, понимание и запоминание. Это фигуры: повтор «Учиться, учиться и учиться» , единоначатие, параллелизм и период. «Никогда, никогда нет с ней покоя». Риторическая фигура единоначатие заключается в повторении слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой: Таковы времена! Таковы нравы! Параллелизм – особое устройство следующих друг за другом фраз с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. Чаще всего фигуры параллелизма встречаются в периодах:
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,-
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной…
Периодическая речь – это речь, организованная таким образом, чтоб в начале фразы и говорящий, и слушатель уже предчувствовали, каково будет её развитие и завершение.
а) Временной период : Когда…,когда…,когда…: Когда нам говорят о …;когда нам кажется…; когда жертва его…
б) Условный период: Если…,если…,если…(то).
в) Определительный: Кто…, кто…,кто…: Все, кто с давних пор изнывает под бременем долгов, кто, частью по лености… .
В третью группу входят те риторические формы, которые используются как приёмы диалогизации монологической речи. Это фигуры риторического обращения; риторического восклицания; риторического вопроса; одобрения; умаления; введения чужой речи.
а) Риторическое восклицание – когда нужно отметить высшую точку накала чувства: - Что у вас за порядки?
б) Риторический вопрос – фигура выделения смысловых центров речи, определённый этап обсуждения темы: - Чем я перед тобой провинился?
в) Риторическое обращение – служит для выделения важных смысловых позиций, существенных идей речи: - Что скажу я тебе, брат мой…
г) Введение чужой речи – это «прямая речь», но не любая, а выдуманная, додуманная форма, восстановленная самим оратором: - Вот она, отчизна, обращается к тебе…
д) Одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения надежды слушателям: - « Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким как вы, надлежит приступить к врачеванию», «Заканчивая речь, я хочу выразить уверенность в справедливости приговора, который вы вынесете моему подзащитному».
е) Умаление – признание говорящим ошибочности своих прежних взглядов, выражение сожаления по поводу собственных ошибок: - Я сознаю, что не имею права осуждать их… Я позволил себе сказать…слова, о которых, теперь сожалею.
ж) Фигура уступки – говорящий сперва как бы соглашается с мнением оппонента, а потом приходит к тому, что это мнение не верно: - Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…

Вопрос № 6.
Особенности информирующей речи.

Информирующая речь - речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории. Главное следовать двум принципам, двум правилам:
1)сделать речь интересной для слушателя;
2)сделать передачу информации как можно более эффективной: речь должна быть ясной.
1. С первых слов нужно завладеть вниманием слушателей. Для этого нужно: а) подобрать интересное, неожиданное названия сообщения; б) найти в своей теме какую-нибудь «изюминку». Во введении желательно объяснить слушателям, зачем им понадобиться эта информация, что они смогут с ней сделать, как использовать. Интерес аудитории к теме нужно « подогревать» постоянно, до самого конца речи.
2. Готовясь к сообщению, нужно тщательно составить план. Информацию разбить по пунктам, не более семи (идеально 3-5). Если информация сложная, можно пункты выделить в подпункты, но тоже не более 5.
К каждому пункту подобрать факты, цифры и примеры. Также подобрать чем «подогревать» интерес слушателя, здесь нам помогут пословицы, афоризмы, парадоксы. Обязательно аудитории надо дать передохнуть. В информирующей речи говорящий должен следить за тем, чтобы слушатели постоянно были «в курсе» того, в каком месте речи они сейчас находятся.
Если доклад сложен, можно использовать доску и на ней записать план и переходить от пункта к пункту вместе с аудиторией. План на доске должен расти на глазах слушателей.
3. В заключении, обязательно кратко «пробежаться» по основным пунктам речи, как бы пролистать доклад снова. Это должно оживить интерес аудитории к докладу и настроить слушателей узнать об этой теме побольше. Необходимы также итоговые выводы.

Вопрос № 7.
Особенности аргументирующей речи.

Убеждающая и агитирующая речь имеет много общего, так что их можно объединить под общим названием « аргументирующая речь».
Аргумент – это довод, служащий для доказательства, а, следовательно, необходимый для убеждения. Цель оратора в аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. А также в том, чтобы побудить слушателей к определённой деятельности. Агитационная речь опирается на информационную форму общения. Информация речи затем подвергается оценке и доказательству того, что слушатель не может не отождествиться с данным содержанием.
Определяя свою цель, оратор должен обдумать, какую речь он собирается предложить – убеждающую или агитирующую. Также оратор должен чётко сформулировать свой тезис . Тезис – «ответ на спорный вопрос», должен быть сформулирован ясно и, главное конкретно.
При подготовке аргументирующей речи необходимо обратить внимание на ряд приёмов и средств.

    Введение речи нуждается в акцентации, поскольку с самого начала агитационная речь должна быть чёткой, ясной и определенной. Структура введения включает вступительные замечания, изложение цели оратора, название темы, пояснения, краткий обзор содержания.
    Оратор с самого начала речи должен показать, что не намерен давить на аудиторию. Напротив, он должен показать свою заинтересованность в общем согласии. Желательно избегать слов, как: вы должны, вам придётся. Использование отрицательной информации нежелательно, в случае необходимости её использования необходимо усилить контроль за восприятием и состоянием слушателей.
Основная часть аргументирующей речи содержит тезис и необходимые доводы: а) начальный этап состоит из подготовки перечня доводов; б) приведение этих хаотических доводов к нашему тезису в более или менее стройный порядок, чтобы каждый довод получил своё место; в) работа с доводами – их проверка; нет ли ошибок, удачность примеров и сравнений, логичность доводов, нельзя ли ваши доводы обратить против вас.

и т.д................. [ 2 ]

о не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет... Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма. В царствование Александра позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новегороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.

Петр Великий, соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, ненадолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал нашим воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взяв его, летели сражаться с первою европейскою армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков - и, наконец, французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем еще, кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.

В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались, как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людскость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.

Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость; но разве она не есть знак превосходного образования души? Сказывают, что учители Лейбница находили в нем также одну переимчивость.

В науках мы стоим еще позади других для того - и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. Если бы наши молодые дворяне, учась, могли доучиваться и посвящать себя наукам, то мы имели бы уже своих Линнеев, Галлеров, Боннетов. Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели, собственно, так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? И можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-на-десять веке философствовал и писал Монтань: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмелюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французские и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам (Таким образом, самый худой французский перевод Ломоносова од и разных мест из Сумарокова заслужил внимание и похвалу иностранных журналистов.). Кому не будет обидно походить на Далам-бертову мамку, которая, живучи с ним, к изумлению своему услышала от других, что он умный человек? Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. Оставим нашим любезным светским дамам утверждать, что русский язык груб и неприятен; что charmant и seduisant, expansion и vapeurs(Прелестный, обольстительный, излияние, воспарения (франц.}. - Ред,) не могут быть на нем выражены; и что, одним словом, не стоит труда знать его. Кто смеет доказывать дамам, что они ошибаются? Но мужчины не имеют такого любезного права судить ложно. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразных с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обработыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что «язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому». Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? - Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году пас более уважает, - и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда/ - Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие.

ЗАНЯТИЕ 4. ТЕЗИС. АНТИТЕЗИС. ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

Тезис – кратко сформулированная идея, суждение, основная мысль текста. Сформулировать тезис – значит нужно задать вопрос, дать на него прямой ответ и на основании этого ответа вывести суждение. Вопросов может быть несколько. Чем больше вопросов, тем больше подходов к теме.

Пример: Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» .
1. Кто главный герой комедии «Горе от ума»? – Чацкий – главный герой комедии.
2. Почему Чацкий вступает в конфликт с фамусовским обществом? – Общество консервативно, а Чацкий – выразитель передовых взглядов, поэтому конфликт неизбежен.
3. Какие передовые идеи выражает образ Чацкого? – Чацкий – выразитель идей декабристов .

Ответ на последний вопрос является тезисом.

Тезис представляет собой утвердительное предложение, в котором заложен один ответ на вопросы текста. (Можно переделать в вопросительное предложение со словом почему . Почему Чацкий – выразитель идей декабристов?) Тезис должен быть сформулирован четко и ясно в виде простого двусоставного предложения. Подлежащее в нем называет тему текста, а сказуемое то «новое», что по этой теме будет говориться. Без сказуемого сформулировать тезис невозможно ! Желательно не использовать в формулировке тезиса слова в переносном значении.

Задание 1 . Сформулируйте тезис, задав не менее трех вопросов к теме: «Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Задание 2 . Сформулируйте тезис на тему «Сон и явь в жизни Обломова».

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли (тезиса).

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. Аргументы «сильные» должны быть правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными и простыми; соответствовать здравому смыслу, отражать объективную реальность.

Пример рассуждения «Монументы возвышают дух народа» .

Тезис : Монументы возвышают дух народа .

Доводы : (почему истинен тезис)
– Памятники напоминают о славных деяниях предков + пример.
– Памятники воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому прошлому + пример.
– Памятники ободряют дух в тяжелые годы бедствий + пример.

Вывод : Обязанность каждого патриота – посильное участие в увековечении памяти предков. Обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников.

Задание 3 . Аналогично данной схеме раскройте тезис «Музыка – могучее средство духовного обогащения». Используйте следующие доводы: музыка делает людей лучше; музыка приносит утешение; музыка пробуждает добрые чувства. Самостоятельно сделайте вывод. Сформулируйте проблему.

Задание 4 . Аналогично данной схеме раскройте тезис «Человек имеет право на ошибку». Аргументы «против» должны быть корректными!

Задание 5 . Частично согласитесь с приведенным ниже тезисом, частично возразите, приведя аргументы «за» и «против»: Смотреть телевизор – бесполезное занятие.

Задание 6 . Найдите в романе Тургенева «Отцы и дети» высказывания Базарова, с которыми вы хотели бы поспорить. Опровергните их. Например: Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» и др.

Задание 7 . Раскройте тезис «Явь в жизни Обломова – это воплощение сна».

Работа с антитезисом и проблемой

Антитезис – противоположная тезису мысль. Например, если тезис: «Человек – существо духовное», то антитезис будет: «Человек не является существом духовным».

Говорят еще: глуп, как гусь… (антитезис ). А гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору – гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам? Так что умнее этой птицы нет на свете! (тезис )».

В тексте мы доводим антитезис до логического конца и убеждаемся в его неправильности.

Задание 8 . Сформулируйте антитезис к тезису «Музыка – могучее средство духовного обогащения».

Задание 9 . Попытайтесь опровергнуть тезис Печорина о дружбе, выдвинув антитезис. (Дневниковая запись Печорина от 13 мая: «Из двух друзей всегда один раб другого»)

Общая риторика. Законы риторики

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.

Законы риторики - приёмы, используемые в речи для достижения общериторического идеала.

· Закон гармонирующего диалога - для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

1. Внимания к адресату

2. Близости содержания речи интересам адресатов

3. Конкретности в изложении материала

4. Принцип движения - аудитория должна почувствовать, что речь происходит во времени и в пространстве

· Закон продвижения и ориентации адресата - оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи

· Закон эмоциональности речи.
Для её достижения могут использоваться тропы.

· Закон удовольствия - удовлетворение получают и оратор и аудитория.

· 36. Риторический канон: инвенция. Топика. Виды топов.

· Риторический канон - это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

· Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания ,расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражени е.

риторический канон

инвенцию .



· В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон » (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

· 1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

· 2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

· 3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

· 4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

· 5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

· Рассмотрим вначале первый этап – инвенцию .

· Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти. Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

· Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:

· причина

· следствие причина

· причина

· причина

· причина следствие

· причина

· Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей наследственности, в образе жизни, в привычках и т.п. Ваше рассуждение на тему: «Книга – лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.

· «Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:

· причина следствие следствие следствие.

· причина причина

· Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».

· 7. Топ «обстоятельства»

· Этот топ выражает место, время, условия осуществления действия. Если топ «причина – следствие» наиболее характерен для рассуждения, то без смысловой модели «обстоятельства» немыслимо повествование: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми», - так впервые появляется в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер.

· Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?

· 8. Топ «пример»

· Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая модель опирается на практицизм и прагматизм нашего мышления, на доверие тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.

· Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.

· 9. Топ «свидетельство»

· Топ «свидетельство» носит ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».

· В качестве свидетельства нередко используются пословицы и поговорки как выразители народной мудрости.

· Не менее убедительна и цитата из Священного писания, которая вводится в текст с указанием на источник: «В Священном Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное» и т.п.

· 10. Топ «имя»

· Эта смысловая модель обращает нас к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

· Мы лучше поймём, что такое Владивосток как город, стоящий на страже границ России между Востоком и Западом, если разложим его имя на две составляющие: владеть и Восток, владеть Востоком.

· 37. Риторический канон: диспозиция. Композиция ораторской речи.

· Диспозиция учит расположению всех элементов, найденных в ходе инвенции. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре.

· Риторический текст, по выражению Ю.М. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей.

· Слово «текст» происходит от латинского textum - ткань, связь, соединение, что как нельзя лучше характеризует именно риторический текст.

· В риторическом тексте можно выделить несколько слоев, которые переплетаются, взаимопроникают друг в друга, охватывают собою весь текст. Особенно ярко это проявляется в ораторской речи. Н.Н.Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция» (М.,1992) выделяет, например, такие слои в тексте ораторской речи:

· · идейно-тематический, пронизывающий текст от начала и до конца, в котором отражена тема и главная мысль;

· · конкретно-понятийный, или фактический, передающий содержание;

· · структурно-логический, передающий внутреннюю логику текста;

· · композиционный, от введения до заключения;

· · стилистический, или языковой, непосредственная словесная фактура, учитывающая особенности жанра речи и ситуации общения.

· Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.

· Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение – это умелая организация всех его структурных составляющих.

· Сегодня композиция текста организуется по достаточно устойчивой схеме: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении выделяют зачин (первые одно – два предложения), а в заключении - концовку.

· Способы развёртывания основной части могут быть различными. Так, Н.Н.Кохтев называет следующие способы:

· · транзитивный, то есть последовательный переход из одной темы в другую;

· · экстенсивный, при котором основная идея формулируется вначале, но приблизительно, в дальнейшем она обосновывается, обогащается, развивается, в конце речи оратор возвращается к основной идее;

· · параллельный – при наличии общей идеи темы развиваются самостоятельно, не переходя одна в другую;

· · интегральный, или смешанный (с.65).

· 1. предметно-логическую, свойственную, как правило, текстам научного и официально-делового стилей. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее – частное, подчинение – соподчинение, причина – следствие и т.п. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства.

· 2. «плетёную», характерную для публицистического стиля. Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста – множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста, которые вместе с необычной структурой создают у читающего или слушающего иллюзию, что текст рождается буквально у него на глазах.

· 3. структуру свободного образно-ассоциативного типа. Такие тексты характерны для художественного стиля, они требуют особого мастерства.

· Подобная классификация содержательной структуры текстов скорее относится к его письменным формам, но может быть применима и к текстам монологической устной речи.

· Приведенные композиционные схемы весьма абстрактны и не учитывают того, что содержание и строение текста тесно связаны с предметом речи и способами его осмысления, которые проявляются в различных функционально-смысловых типах текста – в описании, повествовании и рассуждении.

· Описание – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений. Соответственно, для описания оратор прибегает к топам «определение», «свойства», «род – вид», «целое – части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. Начало описания может быть различным: прямое указание на предмет, обращение к нему, обозначение места, где он находится и т.п. Способы развертывания средней части также разнообразны, но общие правила гласят: самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания часто содержит эмоциональную оценку этого предмета говорящим.

· Повествование – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой изложение событий. Повествование, или рассказ, состоит также из нескольких частей, которые обычно называют экспозицией (подготовка к рассказу), завязкой (начало), развитием действия до момента кульминации (середина повествования) и развязкой (конец). Понятно, что при кажущейся простоте и однообразии строения конкретное наполнение этой схемы необычайно многообразно. Рассказывая истории, необходимо помнить о главных принципах создания интересного, увлекательного повествования, таких, как живость, выразительность, увлекательность, краткость, правдоподобие, нарастание интереса до кульминации и развязки.

· Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:

· 1) начало (приступ, то есть объявление темы);

· 2) парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);

· 3) причина (на основе нескольких топов «причина» и «следствие»);

· 4) противное (используется топ «противопоставление»);

· 5) подобие (тема подтверждается с помощью топа «сравнение»);

· 6) пример;

· 7) свидетельство;

· 8) заключение.

· Подробный комментарий строгой хрии дан в учебнике А.К. Михальской «Основы риторики» на стр.220 – 223.

· Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

· Вместе с тем следует отметить, что риторический текст редко представляет собой или только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего эти три функционально-смысловых вида взаимодействуют в структуре целостного текста, их объединение, переходы от одного вида к другому требуют определённого мастерства.

· Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста.

· Риторический текст создаётся в несколько этапов:

· 1) подготовительный. На этом этапе происходит анализ и оценка аудитории, перед которой предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор аргументов.

· 2) этап первичного текста, на котором создаётся «черновой» вариант текста, который лучше всего положить на некоторое время в стол, так как вполне возможны незаметные на первый взгляд недостатки;

· 3) пауза. Этот этап не должен быть долгим, не более нескольких дней;

· 4) этап самоэкспертизы;

· 5) заключительный, на котором уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

· Трудности создания первичного текста связаны с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла, с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.

· Этими трудностями объясняются недостатки, которые следует устранить на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.

· Работу над любым текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

· Написанный первичный вариант следует подвергнуть «самоэкспертизе». Можнo указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

· 1. Соответствие обстановке и цели общения, составу аудитории;

· 2. Информационная ценность;

· 3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;

· 4. Оптимальность содержательней полноты и речевой сжатости применительно к условиям коммуникации;

· 5. Обоснованность эмоционально-оценочных акцентов;

· 8. Оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, адресата, условий общения;

· 7. Стилистико-языковая выдержанность;

· 8. Качество внешнего оформления.

· Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

· Композиция ораторского выступления

· Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

· 1.1 Подготовка к выступлению

· Речь написана, выступающий проверяет, нет ли отступлений от темы, связь между частями, логичность и аргументированность, доступность текста, загруженность текста иллюстративным материалом.

· Вступление

· Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное - то, которое возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное - поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.

· Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

· Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними)

· Завязка - это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

·
Основная часть

· Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.

· Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.

· 1.4 Заключительная часть выступления

· Заключительная часть имеет две основные функции: напомнить главную мысль объяснить, что с ней надо делать.

· Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

· Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

· В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях, завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

· Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

· 38. Риторический канон: элокуция. Троп. Виды тропов.

· Элокуция – это раздел классического риторического канона, в котором рассматривались стиль изложения, грамматические конструкции разной степени сложности, фигуры и тропы

· Прежде всего следует сказать о средствах «украшения» речи, воздействующих на аудиторию, «берущих в плен» мысли и чувства слушателей, делающих речь оратора более выразительной. Такими средствами в первую очередь являются фигуры и тропы.

· Троп (греч. tropos - поворот, оборот речи) - это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета (или явления) на другой, связанный смысловыми отношениями с первым.

· Тропы

· Королевой тропов по праву считают метафору. Метафора - это употребление слова, обозначающего какой-либо предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного в чём-либо с первым. В метафоре осуществляется перенос по сходству. Предметы могут походить друг на друга формой, функцией, цветом, производимым впечатлением и т.п.: нос человека - нос корабля, быстрый бег - быстрый ум, дворник подметает улицу - дворники очищают стекло автомобиля. Метафора, ставшая фактом языка, воспроизводима, её образность не воспринимается говорящим как нечто особенное, наша речь полна «стёртых» метафор (солнце село, дождь идёт, хвост поезда). Выразительной речь делают «оживлённые», обыгранные привычные метафоры и новые, созданные в индивидуальной, том числе поэтической или ораторской речи. Эти метафоры нередко подхватываются, их начинают активно употреблять. Так, современное парламентское красноречие полно таких выражений, как «вирус суверенитетов», «синдром забастовок», «паралич власти», «инфляционная мина», «под огнём критики» и т.п.

· Метафоричность свойственна разным видам красноречия. Например, судебной речи: «Яд, которым отравляет рецидивист психологию молодёжи, чрезвычайно опасен».

· Разновидностью метафоры является олицетворение - перенос свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы. Приём олицетворения широко распространён в устном народном творчестве и в лирической поэзии, реже используется в ораторской речи: «Наше общество постепенно выздоравливает от аллергии к рынку» (из речи депутата).

· Другим не менее значимым тропом является метонимия , то есть употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, «по соседству» (по местоположению, по времени, по причинно-следственным отношениям и т.п.): «Лондон представил альтернативный проект договора».

· Разновидность метонимии - синекдоха , перенос, в основе которого лежит соотношение части и целого. Например: «Пуще всего береги копейку», или «Не тот нынче студент пошёл, не тот».

· Ирония - троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью тонкой или скрытой насмешки. Насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики:

· «Продовольственная программа была успешно выполнена, и мы стали слегка голодать».

· Гипербола , или преувеличение, представляет собой перенос значения по количественному признаку. В повседневной речи мы прибегаем к гиперболам, сами того не зная: « Я так устала, ну просто с ног падаю». Гиперболы нередки в прозе и в поэзии, а в ораторской речи чаще встречаются в торжественных речах: «Москва - лучший город земли!»

· Противоположна гиперболе литота - преуменьшение (вспомните сказочного мальчика-с-пальчика).

· Укажем ещё на некоторые средства словесной выразительности, статус которых по отношению к тропам ещё не определён - на эпитет и перифраз.

· Эпитет - красочное, яркое, образное определение предмета, чаще всего выраженное прилагательным: бархатные глаза, живой след, янтарное вино и т.п. Вместе с тем основные признаки эпитета - не столько переносное (метафорическое) значение, сколько направленность на изображение предмета, показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков: «Кабаку нужны не трезвые и сдержанные: его друзья - буйные и безвольные гуляки» (из речи Н.Ф.Плевако).

· Перифраз, перифраза - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «погрузился в задумчивость» вместо «задумался».

· Разновидностью перифраза является эвфемизм - слово или выражение, употребляемое вместо неприличного, грубого, запретного («ритуальные услуги» вместо «похороны»): «Но разве это единственная, мягко говоря, выдумка Натальи Фёдоровны?».

· В основе тропов лежит сравнение, являясь их предпосылкой, однако сравнение - это и самостоятельный, чрезвычайно распространённый приём: «Однообразный голос лектора убаюкивал, как колыбельная песня», «А как речь-то говорит, точно реченька журчит», «Тени вечера волоса тоньше», «Толпа походила на серую птицу».

· Прекрасным ораторским средством является развёрнутое сравнение, позволяющее нарисовать яркую картину. Примером может служить описание салона А.П. Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

39. Приёмы привлечения и поддержания внимания аудитории

Диалогизация (любую тему, ее отдельные частные аспекты можно обозначить в виде вопросительного предложения или вопросно-ответного единства);

Использование обращения;

Чередование сложного и простого материала;

Использование юмора;

Привлечение жизненного опыта.

40. Подготовка к ораторскому выступлению (ря с кр 229)

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, боятся встречи со слушателями. Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные

в его речи, придадут ей убедительность и яркость.

Похожие публикации