Скрученная труба музыкальный инструмент. Духовые медные музыкальные инструменты. Как устроены духовые инструменты

Основные сведения Альт (альтгорн) - духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта - от A до b1 (ля большой октавы - си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным


Основные сведения Геликон (от греч. helix - витой, изогнутый) - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади - изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения Карнай - узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Почтовый рожок - цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о


Основные сведения Саксгорны - семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и


Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха. А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным - от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно - зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка - тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса , характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки - в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба - те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе - первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары .

Тромбон

Тромбон - единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба - вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Труба - музыкальный инструмент

Труба (итал. tromba , фр. trompette , нем. Trompete , англ. trumpet ) - медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времен пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей эры трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввел итальянский композитор К. Монтеверди, когда в 1607 г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей».

Чтобы понять, как устроена труба, обратимся к ее историческому собрату, хорошо знакомому нам пионерскому горну, непременному участнику всех сборов, слетов и лагерной жизни. Он отличается простотой устройства. Это металлическая трубка (ствол), дважды свернутая в вытянуто-овальную форму для того, чтобы инструмент было удобнее держать. Две трети канала ствола - цилиндрические, а треть, постепенно расширяясь, переходит в «колокол» - раструб.
На таком инструменте можно извлекать всего 5-6 звуков. Поэтому он и называется натуральной трубой.

В основе современной трубы лежит то же устройство. Но в отличие от натуральной у нее особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы - 33-35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник - мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.

Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.

Виды труб

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c³ (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы:

  1. Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.
  2. Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
  3. Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба - самый высокий по диапазону инструмент. Ее голос мы слышим обычно тогда, когда внутреннее напряжение музыки достигает наивысшей точки. Именно она придает звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость. Труба участвует во многих острых, драматических моментах, в создании героических, волевых и мужественных образов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. В то же время труба может играть и очень тихо, мягко. Ее динамический диапазон - от чуть слышного до потрясающе мощного звучания.
В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос-мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.

Выразительные и технические возможности трубы настолько велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, А. Г. Арутюняна, А. Н. Пахмутовой.

История трубы

Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э.

Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету - родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров - Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.


Постоянный адрес статьи: Труба - музыкальный инструмент. О трубе

Разделы сайта

Форум электронной музыки

О кларнете

Если гобой, флейта и фагот пребывают уже более четырех столетий в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18 веке. Предком кларнета был средневековый народный инструмент - свирель "шалюмо". Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний...

Труба (ит. tromba) — духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов. В этой статье разберемся, что из себя представляет «музыкальная» труба и какие у нее есть виды. Современный музыкальный инструмент «труба» по своему внешнему виду очень напоминает пионерский горн. Та же свернутая овалом трубка, которая, расширяясь на конце, образует раструб. Но в отличие от натурального горна и старинных труб, сейчас труба снабжена специальным вентильно-пистонным механизмом, дающим возможность извлекать все звуки хроматической гаммы. На горне можно извлекать звуки только натурального абертонового звукоряда, то есть звук берется без нажатия вентилей.

Фото трубы — музыкального инструмента

В исполнительском процессе активно участвуют три пальца правой руки: указательный,средний и безымянный. Аппликатура на трубе и корнете по сравнению с другими духовыми инструментами довольно проста. Наряду с основной, используемой в практике, существует еще и дополнительная, которая применяется в особых случаях, например, когда необходимо исправить интонационную неточность звукоряда или использовать более удобную комбинацию вентилей.

В практике на духовом инструменте «труба» утвердились два вида вентилей: помповые (или «пистоны») и вращающиеся. При помповых вентилях действует система поршневой конструкции. Они нажимаются пальцами до требуемой глубины,при которой просверленные в них отверстия оказываются напротив открытого входа в добавочную крону (см. ниже). При вращающихся вентилях добавочные кроны открываются при помощи поворота специальных барабанчиков, которые тоже приводятся в действие нажатием пальцев.

На трубе и корнете в основном используется три вентиля (на трубе-пикколо четыре вентиля, что связано с особенностью инструмента.Речь об этом пойдет в разделе «Современные модели.Труба-пикколо»), а следовательно,три добавочных кроны — т.е. трубки, которые при нажатии вентилей понижают общий строй инструмента на 1/2 — 3 тона. Они вытаскиваются для слива накопившейся в процессе игры влаги и дополнительной подстройки инструмента.

Там где основная трубка делает изгиб имеется еще основная крона, при помощи которой проводится основная настройка.

Важной составной частью всех медных инструментов является мундштук. Есть много фирм, которые выпускают различные модификации мундштуков, так что каждый исполнитель может подобрать для себя тот самый экземпляр,который необходим ему в тот или иной момент исполнительской практики.
От размеров и профиля мундштука во многом зависит характер тембра инструмента и способность извлекать звуки разных регистров.Хорошие его качества не менее важны, чем игровые возможности самого инструмента.
Трубач прикладывает мундштук к губам без нажима и посылает силньую струю воздуха. Но инструмент начинает звучать только тогда,когда появляется вибрация воздушного столба, находящегося в его канале,что происходит в результате вибрации губ.

Высота звука зависит не только от нажатия вентилей, но и от большей или меньшей упругости губ и частоты их вибрации.

Большая музыкальная труба

Труба in В, или как ее называют непрофессионалы большая музыкальная труба , применяется в эстрадных оркестрах и ансамблях как высокий мелодический инструмент, на котором исполнитель играет более мягким звуком, чем в духовом и симфоническом оркестрах. В группе медных духовых инструментов она является ведущей. Тембр ее звонкий, светлый и яркий. В эстрадных оркестрах, ансамблях в основном применяются трубы с помповым механизмом.

Следует отметить, что в настоящее время в практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов благодаря совершенствованию инструмента и исполнительскому мастерству музыкантов часто используются звуки до ре-ми-фа третьей октавы.

Труба звучит большой секундой ниже записи:

В художественной самодеятельности наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки. В оркестрах и ансамблях труба может исполнять как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Она является солирующим инструментом, ведет первые голоса в группе, педаль.

Довольно часто в игре применяются сурдины, придающие звуку мягкость, приглушенность, меняющие тембровую окраску, помогающие обогатить оркестровую палитру.

Музыкальные трубы — виды

У музыкального инструмента «труба» есть несколько видов, в которых начинающие исполнители часто путаются. Например, принимают за трубу — тубу или тромбон. Это совершенно разные духовые музыкальные инструменты. Давайте поговорим отдельно о каждом виде труб, чтобы разложить все по полочкам.

Основной музыкальный инструмент — труба Си-бемоль / До (Trumpet BЬ/C)

Труба в строе си-бемоль — это тот самый инструмент,который все мы привыкли видеть
на сцене и в оркестровой яме во время концертов,спектаклей,других мероприятий. Это самый распространенный инструмент в нашей стране и все трубачи начинают играть именно на нем.

На трубе Си-бемоль играют и произведения,написанные для труб в других строях,что правда бывает не совсем удобно,и иногда из-за этого немного теряется тембровая и динамическая выразительность. Оркестровые партии и сольные произведения для нее писали все отечественные композиторы 20 века.

Ее в какой-то степени «близнец» — это труба До. Звук ее немного уже,а в верхнем регистре играть немного легче. У этой трубы,на мой взгляд, много преимуществ по сравнению с си-бемольной: кроме уже перечисленных выше (легкость в верхнем регистре и меньшие затраты энергии), неоспоримым достоинством является и то,что она не транспонирует, что облегчает работу на ней.

Труба До очень распространена в Европе (особенно во Франции,где она является основным инструментом). Для нее писали все ведущие французские композиторы 20 века: Томази,Жоливе,Боцца,Сен-Санс,Дезенкло,Бара и другие. Сейчас она все больше входит в практику и в нашей стране;произведения и партии,написанные в строе До, стараются исполнять на ней,а не как в середине 20 века,когда все (даже партии кларино!) игралось на трубе Си-бемоль.

Духовой музыкальный инструмент труба Ре / Ми-бемоль (Trumpet D / Es)

Малая труба в строе ре появилась на рубеже 19 — 20 веков. Предполагается, что трубу в сторое ре сделали специально, чтобы исполнять высокие партии кларино в сочинениях барочных композиторов.

Ее диапазон выше,чем у трубы си-бемоль,а звук уже и звонче (но не такой узкий,как у трубы-пикколо),что делает удобным ее применение как в сольной,так и в оркестровой практике. Но в оркестре она не очень прижилась и использовалась в редких случаях для расширения вверх диапазона группы медных инструментов.Зато в сольной практике она получила широкое применение (большинство старинных концертов было написано в тональности ре-мажор,что делает удобным их исполнение на этой трубе в до-мажоре). На ней и по сей день ведущие трубачи мира исполняют музыку эпохи барокко.

Труба в строе ми-бемоль была сконструирована по заказу Римского-Корсакова,который пытался расширить диапазон трубной группы (по его же просьбе была сделана альтовая труба Фа) и с удовольствием применял ее в своих операх. Существуют и некоторые другие примеры применения этого инструмента в оркестре,в основном в музыке 20 века.

В качестве сольного инструмента ее применяют при игре старинной музыки и концертов Гуммеля и Гайдна,которые значительно проще исполнять на ней,нежели на трубе си-бемоль.
Трубы ре и ми-бемоль по звуковым характеристикам идентичны,поэтому фирмы зачастую делают одну трубу,которая с помощью разных крон можно перестроить из одного строя в другой.

Духовой музыкальный инструмент Труба-пикколо Ля / Си-бемоль (Piccolo trumpet A / Bb)

Труба-пикколо , как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью — для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.
Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировать.

В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в «Петрушке»,где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.
На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум, Людвиг Гюттлер, Морис Андре, Уинтон Марсалис, Хакан Харденбергер и многие другие.

А теперь смотрим видео, в котором артист оркестра Большого театра России Ярослав Алексеев наглядно покажет и расскажет о нашем инструменте.

Музыкальный духовой инструмент труба - представитель приспособлений для образования звука альтово-сопранового регистра. Среди сходных инструментов этот имеет наиболее высокий звук. Использовалась труба еще с древних времен, тогда ее применяли в качестве сигнала. В оркестр она вошла уже примерно в 17 веке. После того как был изобретен механизм вентилей, труба играет роль полноценного инструмента для исполнения классической музыки. Тембр яркий, блестящий. Инструмент может использоваться в качестве сольного исполнителя в духовом и симфоническом оркестре, в джазе и подобных жанрах.

История

Этот инструмент является одним из самых древних. Первые упоминания о подобных приспособлениях возникли в период примерно 3600 лет Многие цивилизации использовали трубы - и Древний Египет, и Древний Китай, и Древняя Греция, и другие культуры применяли подобие труб в качестве сигнальных инструментов. Многие столетия это была основная роль данного изобретения.

В Средние века в составе войска обязательно имелись трубачи, которые были способны передавать звуковой приказ другим частям, находящимся на значительном отдалении друг от друга. В те времена труба (музыкальный инструмент) хоть и не исполняла полностью своих функций, все же игра на ней была элитным искусством. Обучались этому мастерству только специально отобранные люди. В спокойные, невоенные времена трубачи являлись обязательными участниками праздников, рыцарских турниров. В больших городах были специальные башенные трубачи, сообщающие сигналом о прибытии значительных людей, смене времен суток, наступлении войск неприятеля или об иных важных событиях.

Незадолго до наступления эпохи Возрождения новые технологии дали возможность выпускать более совершенный музыкальный Труба стала участвовать в выступлениях оркестра. Кроме того, трубачи стали гораздо более виртуозными, обучившись искусству кларино. Этим словом обозначалась передача диатонических звуков при помощи передувания. смело можно считать «золотым веком натуральной трубы». С тех пор как настал век классический и романтический, ставящий в основу всего мелодичность, натуральная труба отошла на задний план как неспособная воспроизводить мелодические линии. И лишь для исполнения основных ступеней звукоряда в оркестрах применялась труба.

Современная труба

Музыкальный инструмент, получивший в середине 19 века механизм вентилей, поначалу не имел заслуженной славы. Причина в том, что большая часть звуков еще не была чиста интонационно и не имела одинакового тембра. Все чаще передачу верхнего голоса стали поручать корнету, поскольку его тембр был гораздо мягче, а технические характеристики совершеннее. Но в начале века, когда была улучшена конструкция трубы, корнетам пришлось уйти из оркестра. Наконец труба смогла показать все звуки, которые требуются в оркестре от духовых. В настоящее время партии, ранее созданные для корнетов, исполняет труба. Музыкальный инструмент, фото которого прилагается к статье, полностью смог воспроизвести звукоряд, благодаря максимально усовершенствованному механизму.

Сегодня инструмент используют в оркестрах при исполнении музыки в жанрах ска, а также в качестве сольного исполнителя.

Строение трубы

Медь и латунь - материалы, из которых наиболее часто изготавливается труба. Музыкальный инструмент из серебра или других металлов можно встретить гораздо реже. Даже в античные времена был изобретен способ изготовления из цельного листа металла.

Интересную форму имеет этот музыкальный инструмент. Труба, как называется он благодаря своей форме, изгибы которой на самом деле созданы лишь для компактности, - это просто длинная трубка. У мундштука имеется небольшое сужение, у раструба - расширение. Основная длина трубы цилиндрической формы. Именно такая форма способствует яркости тембра. В процессе изготовления необычайно важно точно рассчитать не только длину, но и правильное расширение раструба - это обуславливает строй инструмента. Однако суть остается прежней: данный музыкальный инструмент - длинная труба и только.

Игра

Принцип игры - получение гармонических созвучий изменением положения губ и длины столба воздуха, которое достигается при помощи механизма вентилей. Применяют три вентиля, дающих возможность на тон, полтора или полтона понизить звук. Нажатие нескольких вентилей одновременно позволяет понизить строй инструмента до трех тонов. Именно этим способом достигается хроматический звукоряд.

Существуют разновидности, на которых имеется четвертый вентиль, дающий возможность понизить строй на пять полутонов.

Техника игры

Имея высокую техническую подвижность, труба отлично выполняет диатонические пассажи, арпеджио и прочее. Дыхание расходуется очень экономно, поэтому вполне возможно исполнить фразы большой протяженности и яркого тембра.

Вентильные трели отлично выходят на современных инструментах.

Разновидности

Самый популярный тип - труба в строе си-бемоль, которая звучит на тон ниже, чем указывают ноты, написанные для нее. В настоящее время ноты пишутся от ми малой октавы до третьей октавы, но все же реально извлечь из инструмента и более высокие звуки. Современная конструкция трубы дает возможность ей исполнять все необходимые тональности, крайне редко переходя к любимой американцами трубе в строе до.

Кроме того, в наши дни существуют еще три очень распространенных ранее.

Альтовая труба - музыкальный инструмент, призванный звучать почти на кварту ниже написанных нот. Этот инструмент необходим для передачи низкорегистровых звуков (пример - Третья симфония Рахманинова). Впрочем, сейчас эта труба используется редко, чаще всего ее заменяют флюгельгорном.

Басовая труба - музыкальный инструмент, фото которого несложно обнаружить в любой музыкальной школе, звучит ниже обычной трубы на октаву. При этом на большую нону ниже предложенных нот. Использовалась до второй половины 20 века. Сейчас ее с успехом заменяют тромбоном - похожим по строению, регистру и тембру.

Труба пикколо. Сконструирована в конце 19 века, но сегодня переживает новую волну популярности благодаря интересу к старинной музыке. Применяют в стиле си-бемоль, при этом для диезных тональностей может перестроиться и в строй ля. Имеет четыре вентиля, а не три, как большая труба. Музыкальный инструмент используется с мундштуком меньшего размера, но это влияет на техническую подвижность и тембр.

Репертуар

Хотя современные трубы, которые могут исполнить без ограничений мелодические линии, возникли относительно недавно, написано огромное количество сольных произведений, которые были созданы еще для настоящих инструментов. Сегодня их исполняют на малой (пикколо) трубе. Для трубы писали многие Гайдн, Вайнберг, Блахер, Щедрин, Бах, Мольтер, Моцарт, Бетховен, Брамс, Малер, Мусоргский, Римский-Корсаков и многие другие, не менее

Похожие публикации