I Общие правила. Когда ставится точка? Две точки в конце предложения

§1

В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак . При восклицательной интонации, сопровождающей сообщение, ставится восклицательный знак : В восьмом часу он подходит к дому. Вся его фигура изображала решимость (Ч.); Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); – Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.); Что будет, то будет! (Ч.).

Вопросительный знак ставится также в конце вопроса, если он риторический: Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории (Булг.), а восклицательный – в конце побудительного предложения, если оно эмоционально окрашено: Дух осени, дай силу мне владеть пером! (Забол.); Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.).

§2

При незаконченности высказывания, недоговоренности, указании на возможность продолжения перечисления в конце предложения ставится многоточие : Закрывай глаза и спи… Отлично… (Ч.); Дома Сашка хотел было рассказать жене Вере, как его в магазине… Но начал, и тут же расхотелось… (Шукш.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… (Бун.); В тумане низко плывет малиновый шар солнца, и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни… (Бонд.). Многоточие может указывать на особый смысл (многозначительность), подтекст: Но вот сейчас ей сорок пять. Сорок шесть скоро. Писатель должен бы знать, какой это сложный возраст… (Мак.); Теперь я понимаю, это были ученические работы, даже, может быть, просто мазня… (Кат.).

Примечание. В заголовках из знаков конца предложения употребляются знаки вопросительный, восклицательный и многоточие: Что делать? (название романа Н. Чернышевского); Подарки в студию! (название газетной заметки); Дешево? Зато сердито! (название репортажа); Мы на лодочке катались… (название газетной корреспонденции).

Точка в конце заголовка, состоящего из одного предложения, не ставится :

Неромантичный человек

Говорят, что молодость – самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое (Ток.).

Точка ставится после первого предложения в двучленном заголовке:

Состав литературного произведения. Его форма и содержание (название главы в учебнике «Теория литературы»).

§3

В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки , вопросительный знак и многоточие , восклицательный знак и многоточие . Точка с другими знаками не сочетается. Сочетание знаков препинания передает взаимодействие целевой установки и эмоциональной окраски предложения: вопрос может сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить причиной недоговоренности и т. п. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается в прямой речи для передачи ее интонации: – Как это так взяли?! – крикнул, побагровев, Давыдов (Шол.); – Ну, что? Как дело?.. – Плохо… Беда!.. – Что? Говори живее!.. – Половцев вскочил, сунул исписанный лист в карман (Шол.).

Знаки препинания в начале предложения

§4

В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится многоточие :

Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка…

Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем (А. Т.);

Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату.

И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Шол.).

Знаки конца предложения внутри предложения

§5

При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформляются как самостоятельная синтаксическая единица, т. е. начинаются с прописной буквы: – Что вас привело к ним? – неожиданно бытовым, ворчливым голосом спросил он. – Недомыслие? Страх? Голод? (А. Т.); – Где же те силы, которые питают национальный дух и делают русского русским, узбека узбеком, а немца немцем? Природа? Среда обитания? Вообще среда? Язык? Предания? История? Религия? Литература и вообще искусство? И что тут стоит на первом месте? (Сол.); – Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! (Булг.).

Однако прописные буквы заменяются строчными, если перед перечислением стоят знаки двоеточие или тире (впереди имеется обобщение): Всё отвергал: законы!совесть! веру! (Тр.); Она спросила, кто он , не француз ли, и стала по его просьбе гадать: бельгиец? датчанин? голландец? (Наб.); Вот так играть свою игру – шутя! всерьез! до слез! навеки! не лукавя! – как он играл, как, молоко лакая, играет с миром зверь или дитя (Ахмад.).

§6

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри предложения, если они относятся к вставным конструкциям или сами замещают вставки, передавая соответствующее отношение пишущего к содержанию: Девчушка (как же ее звали? ) шла по улице, как по своей жизни (Мак.); – Да, – продолжал ученый, – наш мозг не готов к восприятию этой идеи, как и многих других, до которых (парадоксально! ) он сам же додумался (Сол.); На остальных досках шахматисты одержали восемь (!) побед (журн.).

§7

При оформлении диалога вопросительный и восклицательный знаки внутри текста могут замещать предложение, неся в себе самостоятельную информацию: выражают разнообразные чувства (удивление, сомнение и т. п.). При такой функции знаков может быть один или три:

Этому и была посвящена моя кандидатская диссертация. – А сколько времени заняла работа над ней? – Примерно два с половиной месяца. – ??? – Потому что до этого было четыре года исследований (газ.);

Я не буду отвечать. – А что вам даст это? – ! – Ничего не даст (журн.);

Поговорить-то с ней можно, только нет ее сейчас дома… – ??? (мое немое удивление ) (газ.).

§8

Внутри предложения многоточие ставится в следующих случаях (обычно в художественных текстах):

а) для передачи прерывистого характера речи:

Ты талантливый… А талант, это… не как у всех… (Б. Паст.); – Елена… ты не бойся… иди туда… (Булг.);

Я не смею назвать себя писательницей, но… все-таки и моя капля меда есть в улье… Я напечатала разновременно три детских рассказа, – вы не читали, конечно… много переводила и… и мой покойный брат работал в «Деле» (Ч.);

Жить бы да жить вам, молодым… а вас… как этих… угорелых по свету носит, места себе не можете найти (Шукш.);

б) для передачи затрудненности речи:

Дала бы девке образование закончить хоре… хоре… – не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед, – хо-ре-ог-ра-фи-чес-кое (Аст.).

Многоточие внутри предложения может указывать на несовместимость значений слов, на необычность, алогичность их сочетания: Клад… под общежитием (газ.); Аэростат… в сумочке (газ.); Награда… до старта (газ.); Купаются… на берегу (газ.).

Членение предложения с помощью точки

§9

При парцелляции (т. е. при расчленении повествовательного предложения на самостоятельные части) ставится точка: После десятилетки устроилась работать почтальоном, развозила почту. На велосипеде (Ток.); Спой, Рая… Нашу. Десятого непромокаемого батальона. Любимую (Друн.); Он [аист] вернулся домой. Туда, где родился (газ.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулки по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень – шофер Пашка Холманский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми изжелта-серыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с круглой ломаной бровью (Шукш.); Старожилы утверждали, что здесь жил Есенин. Что раньше здесь был монетный двор. Что еще раньше здесь помещались приказы Бориса Годунова (газ.).


Что может быть проще знаков в конце предложения !

Еще в -- 1-м классе детки учат: ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Всё!
Однако…
Трудности возникают, когда знаки приходится сочетать . Давайте посмотрим.

Точка, ? и!

Запоминаем главное правило:

знаков подряд НЕ бывает больше трех : … !.. ?.. ?!.

Однако правило действует только при сочетании разных знаков.

Если же речь об одном — привилегия только у точки, да и то их должно быть ровно ТРИ (не две и не больше трех), и называется этот знак МНОГОТОЧИЕМ…

Многоточие не отделяется пробелом:

  • в начале предложения — от первого слова
  • в конце предложения — от последнего слова
  • внутри предложения — от слова, после которого стоит

? и! бывают только одиночными.

То есть, по правилам, даже два!! или три??? подряд — ОШИБКА!

При сочетании ? и! ставятся только в такой последовательности: ?! И никогда не наоборот.

Важно! Часто внутри предложения можно увидеть такое …, или ..,

Запоминаем: многоточие и запятая НЕ СОЧЕТАЮТСЯ .

В таких случаях просто ставим и продолжаем предложение со строчной (как после запятой).

При столкновении точки в сокращениях (и др.) с точкой в конце предложения происходит поглощение : ставится только одна точка: и т. д. и т. п.

При этом: если такое сокращение в конце предложения стоит в скобках, точка ставится и после скобки (вот так: и т. п.).

Точка, многоточие, ? и! с «кавычками» и (скобками)

Как быть, когда «сталкиваются» вышеупомянутые знаки с кавычками » или скобкой ) ?

Правила совершенно разные.

КАВЫЧКИ

Если в кавычки заключено отдельное слово или несколько слов — тут все просто. Рассмотрим только случай, когда заключается предложение целиком .

В этом случае … ! ? ставятся ВНУТРИ, а вот . всегда ПОСЛЕ кавычек. ВСЕГДА! ».

Примечание: конфигурация кавычек при этом НЕ имеет значения.

СКОБКИ

Со скобками на первый взгляд все проще. Но и тут есть очень важный нюанс.

Рассмотрим только конец предложения.

Если в скобки заключено предложение полностью — все знаки (и точка тоже!) ставятся внутри :

Девочка сосредоточенно расставляла знаки препинания. (Мальчик следил за выражением ее лица .)

Однако если в скобки заключается только часть предложения — всё меняется кардинально:

знаки ставятся после скобки .

Мальчик следил за выражением лица подруги (она расставляла знаки препинания ).

Конечно, нельзя забывать о случаях, когда, например, ? или ! относится к тому, что заключено в скобки, — понятно, что в этом случае они будут внутри скобок. Однако конечный знак, относящийся ко всему предложению, все равно должен быть. ЗА скобкой .

Ты следишь за ходом моей мысли (я ведь про знаки рассказываю !)?

Про заголовки

То, что в заголовках точка не ставится, знают почти все. Но когда заголовок состоит из двух (и более) предложений — почему-то возникают вопросы:)
Так вот: в заголовках, состоящих из нескольких предложений, точка после последнего НЕ СТАВИТСЯ! Не верите? Спросите у Мильчина с Чельцовой ...

_________________

Литература:

Школьный учебник.
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова.


_______________________________


ЗАДАНИЕ

Составьте 9 предложений:

  1. Три — с различным сочетанием знаков в конце предложения.
  2. Четыре — с различным сочетанием знаков . … ? ! с кавычками.
  3. Одно со скобками внутри предложения (заключенное в скобки должно быть в финале предложения).
  4. Одно предложение, заключенное в скобки.

Еще со школьной скамьи многим известна прописная истина: если предложение повествовательное, то в конце него всегда ставится точка. Для справки напомним, что предложения по интонации бывают трех типов: повествовательное, восклицательное (в конце ставится, соответственно, восклицательный знак) и вопросительное (с вопросительным знаком в конце).

Однако есть некоторые особенные случаи использования точки. Все они описаны ниже.

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения , причем состав предложения значения не имеет. Точкой заканчиваются как полные, так и неполные предложения, если они не восклицательные и не вопросительные. Например:

  • Кошка грелась на солнце. Она спала и мирно сопела. Иногда потягивалась. Иногда вздрагивала во сне.
  • Снег блестящий, яркий. Слепит глаза. Невольно приходится щуриться, иначе будет больно. Хрустит под ногами, так и манит в белоснежную, холодную даль.
  • Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество (Белинский).

2. В целях придания повествованию большей выразительности после ряда коротких предложений , которые используются в тексте для создания общей картины или для того, чтобы показать быструю смену действий. Например:

  • Наступало утро. Краснела полоска неба. Занимался рассвет.
  • Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят (Пушкин).
  • Небо. На небе яркие расчерченные полоски. Страшно. Завораживает. Кутаешься потеплее и смотришь вверх.

3. Перед союзами «и», «а», «да», «но», «однако» в тех случаях, когда они начинают новое предложение, а не связывают в единое целое части. Например:

  • Я хотела чего-то. Но только не бежать. И не кричать. И не плакать.
  • Я хотела ему помочь, честно хотела. Да вот только не помогла.
  • Мой отец – тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмется за оружие. А мать, с ее характером, — та безусловно возьмется за оружие (Фадеев)

4. В конце рубрик перечисления , но только в тех случаях, если данные рубрики достаточно развиты сами по себе и (или) состоят из нескольких предложений. Также точка ставится в рубриках перечисления и в тех случаях, если предложения, формирующие данные рубрики, внутри себя уже имеют несколько знаков препинания. Например:

  • Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:

— Двести лет тому назад в нашей Академии наук зародилась теория корабля в виде двухтомного сочинения Л. Эйлера «Scientia Navalis».

— Через несколько лет появилось и первое сочинение по строительной механике в виде мемуара того же Эйлера «Examen des efforts qu’ort à supporter…».

— В течение всего XIX в. в числе действительных членов Академии наук были моряки, и лишь с 1917 г. это было оставлено.

[Следует ещё несколько пунктов.] (Академик А. Н. Крылов).

5. После предложения, служащего для ввода в то просторное высказывание , которое последует после него. Часто используется в конструкциях типа:

  • А произошло следующее.

Он вошел в комнату и увидел, что случилось. Он закричал, упал на колени. Расплакался как мальчишка (далее следует развернутое повествование).

На другой день утром войско наше двинулось вперёд. С восточной стороны Арзрума, на высоте Топ-Дага, находилась турецкая батарея. Полки пошли к ней, отвечая на турецкую пальбу барабанным боем и музыкой (Пушкин).
Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество (Белинский).
§ 126. Точка ставится для придания изложению большей выразительности после коротких предложений, рисующих какую-нибудь единую картину или быструю смену событий, например:
Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы (Пушкин).
Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь как божия гроза. Идёт. Ему коня подводят (Пушкин).
Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть (Шолохов).
§ 127. Точка ставится перед союзами и , а , но , однако и т.п., если они не связывают в одно целое предложения, а начинают собой самостоятельное предложение, например:
За неделю до рождества приехал доктор Благово. И опять мы спорили и по вечерам играли на бильярде (Чехов).
Мой отец - тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмётся за оружие. А мать, с её характером, - та безусловно возьмётся за оружие (Фадеев).
Я везде чувствовал связь, соединяющую всё это молодое общество, и с грустью чувствовал, что связь эта как-то обошла меня. Но это было только минутное впечатление (Л. Толстой).
§ 128. Точка ставится в конце рубрик перечисления (и в том случае, когда оно следует за двоеточием), если рубрики эти являются достаточно развитыми и особенно если они представляют собой самостоятельные предложения и если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:

Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:

  1. 1) Двести лет тому назад в нашей Академии наук зародилась теория корабля в виде двухтомного сочинения Л. Эйлера «Scientia Navalis».
  2. 2) Через несколько лет появилось и первое сочинение по строительной механике в виде мемуара того же Эйлера «Examen des efforts qu’ort à supporter...».
  3. 3) В течение всего XIX в. в числе действительных членов Академии наук были моряки, и лишь с 1917 г. это было оставлено.
[Следует ещё несколько пунктов.] (Академик А. Н. Крылов).

Большинство людей с двумя большими пальцами и сердцем знают, что существует два способа закончить текстовое сообщение: правильный и неправильный. Закончили набирать все буквы, которые планировали набрать?

Отлично, нажимайте на кнопку «Отправить». Вы можете добавить вопросительный знак в конце, если того требует контекст. Но ни в коем случае не стоит ставить точку!

Чем плоха точка?

Если же вы поставите точку в конце вашего текстового сообщения, то вас с большой вероятностью примут за злобного и неискреннего человека. Так считают практически все люди, которые участвуют в текстовых переписках, а в текущем году это наконец было подтверждено в рамках научного исследования лингвистов. Часть, касающаяся «злобы», довольно понятна - точка передает конечность в довольно неприятной форме, как будто вы говорите: «Я закончил с этой беседой!» Однако что насчет «неискренности»? Почему же? Ведь, наоборот, кажется, что в точке имеется больше завершенности и точности, чем неопределенности, и поэтому, возможно, неискреннем отсутствии завершающего знака.

Почему точка - неискренний знак?

Исследователь коммуникаций Лорен Коллистер недавно предложила один вариант: неискренность точки, которая, по данным исследования, ограничивает как текст, так и всю беседу, сводится к переключению кода, то есть изменению того, как человек разговаривает в зависимости от ситуации. Если вы незнакомы с данной концепцией, то просто подумайте о том, как вы разговариваете с вашим начальником, как вы говорите со своим другом и как вы разговариваете с вашей мамой. То же самое происходит и на письме: электронное письмо, которое вы отправите своему другу касательно вашей грядущей поездки, определенно будет отличаться от того, каким будет письмо, высланное вашему начальнику с отчетом о командировке.

Коды и стили

У устной и письменной речи имеются свои коды, хотя в течение последних лет разница сильно размылась. «Ученые обычно исследовали ситуационную смену кода в устной речи, так как именно устная речь использовалась в формальной и неформальной обстановке, - сказала Лорен. - В то время как письменная речь имела определенный уровень формальности, так как она ассоциировалась в основном с книгами и документами. Однако теперь, когда социальные сети позволили пользователям общаться в неформальной обстановке в письменном виде, можно заметить разницу между стилями письма». Таким образом, точка в конце предложения в переписке оказывается там в неподходящее время в неподходящем месте. Она выглядит неприятно, так как не соответствует контексту.

Похожие публикации