Игры по развитию речи. Игры на развитие речи детей Игры для мальчиков для развития речи

| Игры по развитию речи

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет...

Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной деятельности и отсутствия движений идёт переутомление и напряжение. Чтобы избежать этого, необходимо использовать в работе...

Игры по развитию речи - Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква М»

Публикация «Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного...» БУКВА М 1. Загадки Все отгадки начинаются на букву М 1. За домом у дорожки висит пол-лепёшки (месяц) 2. Какой это мастер на стены нанёс И листья, и травы, и заросли роз? (мороз) 3. Дарят папы - мамочкам, А мальчишки - девочкам (мимоза) 4. И в лесу, и в квасу, и в конфетке, и в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «П» БУКВА П 1. Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются с буквы П. 1. Почтальон из Простоквашено. 2. Кто пленил Муху-Цокотуху? 3. Где в лесу хотел медведь съесть Машины пирожки? 4. Пуховые матрасы, на которых спала "Принцесса на горошине" 5. Друг Винни-Пуха. 6. Фамилия...


Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию представляю совместную деятельность педагога с детьми - рассматривание картины Ян Ван Орса «Цветы и фрукты в глиняной вазе» с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: продолжать учить детей рассматривать картины,...

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из...

Игры по развитию речи - Настольно-речевая игра «Замри на месте» с использованием инструмента «Зоркое око» по теме «Натюрморт»


Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию представляю совместную деятельность педагога с детьми - рассматривание картины Ян Ван Орса «Цветы и фрукты в глиняной вазе» с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей рассматривать картины, видеть малейшие...


БУКВА В Викторина "Книжкино царство" Все ответы начинаются на букву В. 1. На каком транспорте ехали медведи в стихотворении-сказке К.Чуковского "Тараканище?" 2. Имя мальчика из повести Л.Лагина "Старик Хоттабыч" 3. Зверь из русских народных сказок: злой и зубастый. 4. Злая...

Развивающие и обучающие игры для детей от 3 лет

"Кто кем (чем) будет?"

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
и т. д.

Обратно. "Кто кем был?":

Лошадь - жеребенком


цветок - семенем

Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц.


Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:"А муха - это кто?"

Шаги. (Кто быстрее доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.


Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.


Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.


В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.


Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.


Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Жили-были...

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.


Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.


Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.


Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".


"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"


"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".


"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"


"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Игра "Третий лишний".

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.


Детям 3-5 лет условия более простые.


Например:Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.

ДВА КРУГА.

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).


Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое».


Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

Какое что бывает?

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.



Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.


Что бывает длинным?(коротким)


Что бывает широким (узким)?


Что бывает круглым (квадратным)?


В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Чем пахнет?

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.


С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.


Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.


Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Живое - неживое.

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".


Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.


Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И.т.д.

Что снаружи, что внутри?

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.


Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.


1 вариант:

Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.


Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Распространение предложений.

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Составление предложения с несколькими данными словами.
Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что... " и т. д.

Отгадай предмет по его частям.

В эту игру можно играть в двух вариантах.


Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать. Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома. Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

  • Словарный запас.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии). Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков. Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

  • Грамматика.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

  • Произношение.

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

  • Связная речь.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

  • Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

  • «Дорожка».

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

  • «Найди слово».

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы. Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку). Разумеется, придется помочь.

  • «Топорики».

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

  • «Верни слово».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

  • «Ловушка».

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

  • «Мешок».

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

  • «Поэт».

Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):

«Мы видали двух сорок

Без ботинок и… чулок».

  • «Расселение».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

  • «Это чьё?»

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

  • «Наоборот».

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

  • «Он какой?»

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

  • «Что бывает таким?»

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

  • «Скажи иначе».

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

  • «Договори».

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Развитие связной речи

Умение выражать свои мысли последовательно и логично необходимо не только для успешного дальнейшего обучения (особенно точным наукам), но и для продуктивного общения со сверстниками и окружающими людьми.

  • «История из детства».

Когда ребенок просит взрослых рассказать ему интересные, памятные истории из их детства, можно договориться, что это будет взаимный обмен историями: мама – ребенку, а он – ей. Пусть вспомнит что-то памятное для него и поделится своими переживаниями по этому поводу взамен на рассказ родителей.

  • «Пойми меня».

Ребенку необходимо описать предмет на картинке, не называя его, так, чтобы остальные участники игры догадались, о чем идет речь.

  • «Интервью».

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то). Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов. Не нужно забывать и в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

  • «Если бы да кабы».

Ребенок должен пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.

  • «Репортаж».

Родители изготавливают стенд, повествующий о недавнем приключении малыша (поход в цирк, поездка на море). Можно расклеить снимки с места событий, красочно подписать их яркими фломастерами, нарисовать смайлики, иллюстрирующие настроение. Важно собрать побольше слушателей. Ребенку дают указку (карандаш), и он в подробностях и красках повествует собравшимся о своих приключениях.

Если ребенок во время рассказа запинается, ища нужное слово, или строит предложения слишком примитивно, помогайте ему наводящими вопросами. Это тоже весьма полезно для развития речи.

Можно найти или придумать множество подобных игр. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка процессом игры и помогать наводящими вопросами при затруднениях. «Антураж» для каждого упражнения может быть любым, но лучше – сказочным. Пусть его просят составить предложения или найти нужные слова сказочные герои, которым нужна помощь. Тогда ребенок будет развивать свою речь, играя и получая огромное удовольствие – что и требовалось получить для хорошего эффекта.

Дошкольный возраст - самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности. Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Родителям нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша. Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи.

Что такое игры на развитие речи дошкольников?

Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. Например, в популярной игре «Предметное лото» задачей будет - закрепление знаний детей о предметах окружающего мира и их свойствами. В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматической культуры
  3. Формирование звуковой культуры
  4. Оформление связной речи

Дидактические игры на обогащение словаря

Важно: обогащение словарного запаса детей - главное, над чем должны поработать родители. Нужно помнить, что взрослые являются примером для детей, и в тех семьях, где разговаривают богатым литературным языком, у ребенка будет правильная, хорошо развитая речь. Не надо ждать какого-то определенного возраста, уже младенцу близкие могут рассказывать о предметах окружающего мира. Так накапливается пассивный словарь ребенка, который затем перейдет в активный.

В накопление пассивного словаря дошколенка должны войти слова, обозначающие объекты окружающего мира, их свойства, назначение, взаимосвязь. Кроме того, необходимо всеми средствами активизировать словарь, чтобы ребенок мог пользоваться большим количеством слов в разговорной речи. С этой целью для домашнего обучения подойдут развивающие игры на расширение количественного запаса, закрепление лексического значения слова.

«Мешочек слов»

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие - больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

В старшем возрасте правила усложняются: нужно нащупать и достать предмет по описанию. Например, ведущий дает задание: «Найди круглое, гладкое, похожее на баранку, можно надеть на пальчик (колечко)» или «Мягкий, пушистый комочек очень любит молочко (игрушечный котенок)», или «Длинная, тяжелая, металлическая (ложка)». Достав предмет, ребенок должен дополнить остальные свойства (цвет, форму, назначение). Если игра идет в подгруппе детей, выигрывает тот, кто правильно нашел и назвал все предметы.

«Это место называется...?»

Развивающая игра, которая учит ребенка понимать лексическое значение слова. Полезна тем, что можно играть в любой обстановке: во время прогулки, на даче, дома. Взрослый называет распространенное понятие, а ребенок дает ему название. Например, место, где учатся дети (школа); где малыши делают куличики (песочница); где выдаются книги для чтения (библиотека), куда приходят смотреть фильмы (кинотеатр). Обязательно поощрить ребенка, который понял и назвал все слова. Для малышей игра будет пока трудна, поэтому начинать можно со средних дошколят четырех или пяти лет.

«Как правильно?»

Шутливая игра, аналогична предыдущей по поставленной задаче: нужно выбрать правильное толкование слова, например, ложка - предмет для копки земли? для рисования? для еды? Стул - предмет для сна? для езды по дороге? для сидения? Лейка - предмет для питья? для полива цветов? для хранения пуговиц? Такие смешные понятия и позабавят ребенка, и помогут правильно понять лексическое понятие.

«Догадайся, что это?»

Задача игры - правильно узнать предмет по его частям. Например, ведущий говорит:«Кабина, винт, мотор, крылья, шасси (самолет); кузов, двигатель, колеса, руль, фары (автомобиль); стены, крыша, окна, фундамент, труба, дверь (дом); тротуары, проезжая часть, пешеходы, машины (дорога)». В игре для малышей можно использовать картинки для опоры на наглядный материал. Старшие ребятишки работают на слуховое восприятие.

«Что забыл художник?»

Игра помогает закрепить название частей предметов, активизировать словарь детей. Взрослый готовит картинки с изображением предметов, у которых не хватает каких-либо частей: у дома - окна, у кресла ножки, у чайника - крышечки, у сумки - ручки. Ребенок должен правильно назвать отсутствующую деталь и дорисовать ее. Для старших ребятишек можно постепенно усложнять сюжет картинок и увеличивать количество недостающих деталей, например, чайная посуда на столе.

«Предметное лото (домашние и дикие животные, посуда, растительный мир, транспорт, мебель, одежда и другие темы)»

Всевозможные задания по типу лото дают прекрасный материал для обогащения словаря и знакомства с новыми словами. Правила просты: детям раздаются большие карточки, ведущий берет поочередно маленькие карточки и называет их. Дети стараются найти у себя соответствующий предмет на своей карточке и закрыть его. Побеждает тот, у кого быстрее соберутся большие карты. Как усложненный вариант на развитие слухового восприятия, ведущий не показывает маленькие картинки, а называет их.

Подобным образом проходят развивающие игры:

  • «Кто как кричит: собака лает, кошка мяукает, петух кукарекает, корова мычит»,
  • «У кого какой домик: у медведя - берлога, у мышки - норка, у птицы - гнездо?»,
  • «Чей детеныш: у коровы - теленок, у овцы - ягненок, у козы - козленок, у собаки - щенок, у птицы - птенец».

Они дают возможность закрепить в речи детей названия животных, их детенышей, повадки, среду обитания. Правила аналогичны предыдущим играм: найти соответствующую картинку среди других. Поддерживать интерес к довольно монотонным действиям можно загадками. Например, " отгадай, чтобы найти правильную картинку":

Вчера целый день я готовил берлогу,
Листочков и мха нагребал понемногу.
Работал я долго, свалился без сил,
А вечером кучу травы наносил (медведь).

Пробежала кочка
Около пенёчка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки (ёж).

Как в лесу осеннем тихо!
Попастись идет лосиха.
А за нею меж сосенок
Скачет маленький... (лосенок).

Под кустами на опушке
Вижу серенькие ушки.
Из травы они торчат,
Ушки маленьких... (зайчат).

Вот сидит комочек пуха.
Носик, черненькое ухо.
А отпустишь на лужайку —
Стрекача задаст, как зайка
(крольчонок).

Пятачок и хвост крючком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Он - большой свиньи ребенок,
А зовется - ... (поросенок).

Игры на формирование культуры речи детей дошкольного возраста

Важно: родители должны знать, что формирование грамматической культуры речи необходимо для овладения правильным построением предложений, трудными грамматическими формами, понимания литературной речи. Все эти навыки имеют огромное значение при дальнейшем обучении в школе, так как грамматика делает речь понятной и красивой.

Часто у маленьких детей наблюдаются серьезные ошибки в речи. Например, они могут неправильно произносить окончания существительных (много девочков, куклов, медведёв), изменять род существительных (платья красивая, дай мороженую, большая окно), неправильно произносить несклоняемые существительные (на пианине, у пальта), глаголы (искай вместо ищи, ехай вместо езжай, скакай вместо скачи), причастия (сломатая игрушка, сошитая платья). Все подобные речевые ошибки, на которые родители могут не реагировать или умиляться детским искажениям, приводят к их прочному закреплению в речи, и в дальнейшем приходится обращаться к логопедам для их исправления. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо обращать внимание на формирование правильной культуры речи. Период словотворчества, который так умиляет взрослых, продолжается от 2 до 5, а дальше уже идет работа над ошибками. Поэтому лучше сразу обучать свое дитя, правильно организуя детские игры.

«Кто в домике живет?»

Игра отлично направляет детей на овладение такой грамматической категорией, как род существительных. Решить такую сложную задачу можно с пользой для ребятишек, если проявить фантазию. Например, взрослый вырезает домики с окошками, можно из плотной бумаги, подбирает картинки, например, окно, яблоко, цветок, петух, машина, конфета, пирожки, книжки. Хорошо, если ребенок примет активное участие в подготовке атрибутов для игры. Это поднимет интерес к заданию: «В четырех домиках живут разные картинки, у каждой есть свой домик, подписанный словами «он», «она», «оно», «они». Нужно правильно расселить все предметы». Проверять правильность выбора можно словами - помощниками: он - мой; она - моя; оно - мое; они - мои. Задания предназначены для развития речи дошкольников старшего возраста.

«Сочиняем стихи»

Такие речевые игры предназначены для детей с 4 - 5 лет, так как они требуют наличия определенного опыта. Задания учат ребятишек правильно использовать падежи имен существительных. В данной игре отрабатывается умение произносить слова множественного числа родительного падежа, так как именно в этой форме дошколята делают больше всего речевых ошибок: без ботинков (ботинок), для ребятов (ребят), из конфетков (конфеток). Чтобы не превращать игру в скучное занятие и поддерживать игровой интерес, можно использовать шуточные стихи известных авторов С. Маршака, К. Чуковского или самим сочинить подобные четверостишия, например:



Из улиток , ракушек
И зелёных лягушек .

После прочтения четверостишия спросить у ребенка, почему Маршак думает, что мальчики сделаны из улиток, ракушек и лягушек? Правда ли то, что говорит автор? Если это шутка, то еще из чего могут быть сделаны мальчишки? Предложить ребенку пофантазировать на эту тему, подобрав слова в рифму. Взрослый начинает, а ребенок продолжает:

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из машинок и мячей ,
И ужей , и голубей .
Шоколадок и лягушек ,
И любимых игрушек .
Вот из этого сделаны мальчики!

«Корзинка слов»

Для работы со словом, обогащения словаря детей старшим дошколятам можно предложить игру на преобразование слова в уменьшительную форму с суффиксами - ик и - ок . В эту игру интересно играть в группе ребятишек, например, на дне рождения, когда собирается несколько разновозрастных детей, или на семейном досуге. Игроки садятся в круг, считалкой выбирается ведущий, который берет в руки корзинку. Все участники говорят: «У тебя кузовок , бросай в него всё на ок ». Ребенок отвечает: «Положу я в кузовок сахарок , колобок , катерок , сапожок , пирожок ». Если игрок ошибается, отдает фант (какой-либо мелкий предмет). Когда корзинка пройдет всех участников, можно выкупать фанты, выполняя какое-либо задание: спеть песенку, загадать загадку, станцевать, придумать рифму к какому-либо слову, например, «дам тебе много конфет, а мне отдай велосипед». Продолжить игру можно, поменяв корзинку на красивый пакет. В этом случае игроки говорят: «В руках у тебя пакетик , бросай в него всё на ик ». Игрок произносит: «Положу я в пакетик билетик , велосипедик , приветик , браслетик , омлетик , букетик , пистолетик ». Чтобы у ребят не потерялся интерес к игре, взрослому надо заранее сделать заготовки: набор слов или картинок для помощи детям.

Игры на формирование звуковой культуры

В детском саду в рамках подготовки к школе много внимания уделяется совершенствованию у дошколят звукопроизношения в соответствии с нормами родного языка, что подразумевает умение воспринимать и воспроизводить все звуки, работать со словом, управлять громкостью и скоростью речи, использовать интонацию для выразительности, логическое ударение. Все эти умения дают возможность успешно обучаться в школе чтению, письму, грамотно выполнять диктанты, творческие работы. Какие дидактические игры на развитие речи у дошкольников можно предложить для домашнего использования?

«Словесная цепочка»

Игра развивает слуховое восприятие, умение манипулировать со словом. Правила аналогичны всем известной игре в «города». Участники стоят кругом, ведущий начинает игру с какого-либо слова, бросая мяч игроку. Тот придумывает слово, начинающееся с последнего звука предыдущего, например, дом - м ыш ь - ш уба - а рбуз - з олото и т. д. Главное, игроки должны четко произносить слово и выделять последний звук.

«Доскажи словечко»

Цель игры аналогична предыдущей: развитие слухового восприятия. Взрослый бросает мяч ребенку с каким-либо слогом, а тот должен продолжить слово и вернуть мяч. Например, ле - ле то, зи - зи ма, не - не бо, мед - мед ведь. Слова подбираются из двух слогов, обязательно приветствуется стремление ребенка найти несколько вариантов, например, ле - лето, лень, лепет, лепить.

«Заселяем домики»

Игра учит дошколят выделять слоги, помогает правильному звукопроизношению. Лучше играть индивидуально с ребенком, чтобы получить хороший результат. Для поддержания интереса даже у маленьких ребятишек взрослый может использовать игровой момент: в гости пришли разные слова - картинки и хотят поселиться в домиках (нарисованных или построенных из кубиков). В домике с одним окошком будут жить слова с одним слогом, с двумя окошками - двухсложные слова. Например, ребенок четко проговаривает слова "кот, ёж, волк, лось, рысь, крот; бел-ка, ли-са, кош-ка, за-яц, мед-ведь, дя-тел, ка-бан, со-ва (можно использовать картинки из "Лото"). Как вариант, используется микс (смесь) картинок разной тематики. Для усложнения игры со старшими дошколятами вводятся загадки, а потом отыскивается отгадка-картинка.

Игры для формирования связной речи

Грамотная и красивая речь - это, в первую очередь, умение связно излагать свои мысли. Формирование связной речи как бы обобщает работу предыдущих направлений, поэтому в играх будет прослеживаться связь обогащения словаря с грамматическим строем речи, воспитанием звуковой культуры.

Что будет, если...?

Игра хорошо развивает умение осмысленно вести диалог, расширяет словарный запас, воспитывает культурную речь дошкольников. Можно начинать играть с четырех - пяти лет, постепенно усложняя действия в старшем дошкольном возрасте. Правила достаточно просты: взрослый начинает фразу, как причину, а ребенок заканчивает следствием. Тематика может быть различной: погода, природа, животный мир, предметы быта и другое. Например,

  • Если мы посадим в землю семечко, то... (вырастет цветок).
  • Если не поливать растение, то...(оно погибнет).
  • Если пошел дождь, то...(нужно взять зонтик, надеть сапожки).
  • Если есть холодное мороженое, то...(заболит горло).

Как вариант, можно видоизменить фразы, которые могут заканчиваться не следствием, как в первом варианте, а причиной. Например,

  • Дети одеты в теплые курточки, потому что...(на улице холодная погода).
  • Мы уезжаем отдыхать, потому что...(у мамы и папы отпуск).
  • Кошка любит молочко, потому что...(оно вкусное).
  • Брат учится в школе, потому что...(он большой).

Обязательно поощрять оригинальные ответы ребятишек, а самые интересные записывать, чтобы потом обсудить на семейном совете и похвалить ребенка.

«Реклама (словесный рисунок предмета)»

В этой игре может принимать участие вся семья, так как желательно показать ребенку различные варианты описания предметов. Взрослые подают пример, как правильно охарактеризовать любой предмет, чтобы захотелось с ним поиграть или воспользоваться в бытовой ситуации. Водящий закрывает глаза, а один из участников рассказывает о предмете. Водящий старается отгадать, о чем идет речь. На первом этапе лучше использовать предметы, очень хорошо известные ребенку, например, домашние бытовые или съедобные, или игрушки, Затем, по мере накопления знаний, надо рассказывать о других предметах, которые можно увидеть в игрушечном магазине или продовольственном. Например,

  • Это кухонная посуда, она металлическая, с прозрачной крышкой. У нее есть дно, стенки, ручки. Без нее нельзя приготовить вкусный суп или компот (кастрюля).
  • Её любят и взрослые, и дети. Она может быть круглой или как кирпичек, белой или коричневой, в обертке или коробке. Она очень сладкая на вкус, без нее будет грустно на празднике, ею можно даже украшать ёлку (конфета).

Взрослые должны поощрять ребенка, когда он попытается составить свое описание предметов. После игры можно устроить семейное чаепитие, весело обсуждая рекламы участников игры.

Такие дидактические игры по развитию речи у дошкольников обязательно помогут родителям сформировать у дошкольника грамотную красивую речь, что поможет ему успешно обучаться в школе.

Похожие публикации