Что такое истина определение по обществознанию. Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной
Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.Объективная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. (Например, Земля вращается вокруг Солнца).
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская, в форме шара, вытянутая или приплюснутая).
Критерии истины
- то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения.
1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина - это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика:
материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.
Значение практики:
1. Источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
2. Цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
3. Критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).
1. Проблема истины и её место в гносеологии.
2. Проблема критерия истины.
1 Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".
Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету,
совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.
Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, мноте философы XX Века.
Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:
1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой
она - в независимости содержания истины от отдельных людей
2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)
3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.
Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).
Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.
Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.
Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).
В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.
Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется
1) характером объекта к которому относится,
2) условиями места, времени;
3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.
Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).
Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.
При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.
Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.
Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.
Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию),
Познание истины в военном деле имеет свои особенности связанные с многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и технические, и организационные, и учебно-воспитательные системы, виды деятельностей разного характера.
Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются ещё более условиями противоборства.
Обстановка опасности снижает возможность правильного познания, ещё более осложняется познание с применением маскировки, дезинформации, то что называется - военной хитростью.
Военное познание отражает действительность и в чувственных и в логических формах, но значительное место отводится - интуиции. Развитая интуиция отличала выдающихся полководцев прошлого и настоящего века.
Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.
В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.
Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).
Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.
Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность".
Практика " активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.
В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),
Социальная деятельность,
Научный эксперимент;
Техническая деятельность;
Военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания, в том числе и военного. Формы военной практики:
Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:
1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики.
- креатиеная функция
2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция
3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей
- целеполагающая функция
4. практика представляет собой и решающий критерий истины
" критериальная функция Остановимся на последней функции.
Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.
Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.
Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М.Хайдеггера и КЛоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок, свободы, хотения.
Понятие истины близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде, значит поступать по истине, по справедливости (Вл.Даль). Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль. С другой стороны, это свидетельство о аксиологическом аспекте истины.
Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.
Вместе с тем, в формировании инженерного мышления важнейшим было и остаётся приобщение к науке, научной истине. Достижение последней связанно с соотношением веры и знания.
Подведём итог:
1. Итогом познания является отыскание истины, истина - есть соответствие знания действительности.
2. Истина объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе абсолютные и относительные черты.
3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается с критериями логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма, морали и красоты.
4. В поисках истины исследователь (в том числе и военный) опирается на взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.
Урок 56-57
Обществознание, профильный уровень
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Д.З: § 22, ?? (с.234),
задания (с.234-236)
© ред. А.И. Колмаков
- содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
- продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
- Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
- эмпиризм;
- рационализм;
- объективная истина;
- абсолютная истина;
- относительная истина;
- критерий;
- практика;
- научное познание;
- эмпирики;
- рационалисты;
- конвенционалисты;
- практики
Изучение нового материала
- Понятие научной истины.
- Относительность истины.
- Истина и заблуждение.
Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?
Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
(В.С.Соловьев, русский философ)
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Какие трактовки истины дают философы?
«истина есть тождество вещи и представления»
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Фома Аквинский
Р. Декарт
Аристотель
Работа с учебником (стр. 227)
«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»
Позиция Протагора
« Что каждому кажется, то и достоверно».
На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!
Критика позиции Протагора Аристотелем
Критерий истины
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
- Сколько позиций представлено в учебнике?
- В чём их суть?
- Назовите слабые стороны каждой?
Работа с учебником (стр. 228-230)
Эмпирики
(взгляды)
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика рационалистов
Рационалисты
(взгляды)
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Критерии истины
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
Критерий истины – практика:
практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи
развития знания
Критерий истинности - теория
Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.
Свойства истины
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от человека,
ни от человечества
зависимость истины
от места, времени и
других условий её получения
Объективность
Конкретность
Формы истины
- научная истина
- обыденная или житейская истина
- художественная истина
- нравственная истина
Причины относительности истины
Мир бесконечно изменчив
Познавательные возможности человека ограничены
Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности человека
Причины заблуждений – в особенностях сознания
«Идолы сознания» Р. Бэкона
Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.
Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.
Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.
Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.
Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.
Проверь себя
1) Каково классическое определение истины как философского понятия?
2) В чём выражается объективность истины?
3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
6) В чём недостатки этого подхода?
7) Что включает в себя практика как критерий истины?
8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».
10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?
11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
- Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:
а) истиной; б) догмой; в) понятием;
г) суждением.
- Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:
а) эмпиризм; б) рационализм;
в) агностицизм; г) алогизм.
3. Критерий истины для рационалистов:
а) опыт; б) разум; в) эксперимент;
г) практика.
4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:
А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:
А) объективными; б) абсолютными;
в) относительными; г) абстрактными.
7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.
8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:
А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.
9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:
А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.
10. Вставьте пропущенное слово:
«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
- Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
- Гульнара Равильевна Хамитова;
- Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»
- 4,2,5,1,6,3
- Истина
Тест-треннинг к уроку обществознания в 10 классе. Помогает проверить знания учеников по теме, отработать те или иные задания в формате ЕГЭ по обществознанию 2016 г. Все задания подобраны с сайта Дмитрия Гущина - Решу ЕГЭ.
Приведен так же номер работы на сайте, чтобы было удобно найти и прорешать ее он-лайн.
Истина и ее критерии Тест в формате ЕГЭ Вариант № 1629242
1. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но бук-вой.
(А) Ис-ти-на — зна-ние до-сто-вер-ное, объ-ек-тив-ное, со-от-вет-ству-ю-щее по-зна-ва-е-мым пред-ме-там и яв-ле-ни-ям. (Б) Оче-вид-но, что че-ло-век стре-мит-ся к по-сти-же-нию ис-ти-ны пре-жде всего для ути-ли-тар-ных целей, по-лу-че-ния прак-ти-че-ской поль-зы. (В) Учёные до-бы-ва-ют ис-ти-ну при по-мо-щи осо-бых ме-то-дов: эм-пи-ри-че-ских и тео-ре-ти-че-ских. (Г) На пути к по-зна-нию за-ко-нов раз-ви-тия ми-ро-зда-ния учёным сле-ду-ет быть осо-бен-но от-вет-ствен-ны-ми. (Д) Пути по-зна-ния и спо-со-бы по-зна-ва-тель-ной де-я-тель-но-сти, вне вся-ко-го со-мне-ния, долж-ны иметь мо-раль-ные огра-ни-чи-те-ли и филь-тры.
Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста носят
1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер;
2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний;
3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу под бук-вой, обо-зна-ча-ю-щей по-ло-же-ние, цифру, вы-ра-жа-ю-щую его ха-рак-тер.
2. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.
«Прак-ти-ка — это чув-ствен-но-пред-мет-ная де-я-тель-ность людей, их воз-дей-ствие на тот или иной _______(А) в целях его пре-об-ра-зо-ва-ния для удо-вле-тво-ре-ния ис-то-ри-че-ски сло-жив-ших-ся __________(Б). По от-но-ше-нию к по-зна-нию прак-ти-ка вы-пол-ня-ет тро-я-кую роль. Во-пер-вых, она яв-ля-ет-ся________(В) по-зна-ния, его дви-жу-щей силой, даёт по-зна-нию не-об-хо-ди-мый фак-ти-че-ский ма-те-ри-ал, под-ле-жа-щий обоб-ще-нию и тео-ре-ти-че-ской об-ра-бот-ке. Тем самым прак-ти-ка пи-та-ет по-зна-ние, как почва - де-ре-во, не даёт ему от-ры-вать-ся от ре-аль-ной жизни. Во-вто-рых, прак-ти-ка яв-ля-ет-ся сфе-рой при-ло-же-ния зна-ний. И в этом смыс-ле она_______(Г) по-зна-ния. В-тре-тьих, прак-ти-ка слу-жит_______(Д), ме-ри-лом про-вер-ки ис-тин-но-сти ре-зуль-та-тов по-зна-ния. Толь-ко те ре-зуль-та-ты по-зна-ния, ко-то-рые про-шли про-вер-ку прак-ти-кой, могут пре-тен-до-вать на______(Е) зна-че-ние, на не-за-ви-си-мость от про-из-во-ла и за-блуж-де-ний».
Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.
Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что слов в спис-ке боль-ше, чем Вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.
Спи-сок тер-ми-нов:
В дан-ной ниже таб-ли-це при-ве-де-ны буквы, обо-зна-ча-ю-щие про-пу-щен-ные слова. За-пи-ши-те в таб-ли-цу под каж-дой бук-вой номер вы-бран-но-го Вами слова.
3. Какой смысл об-ще-ство-ве-ды вкла-ды-ва-ют в по-ня-тие «ис-ти-на»? При-вле-кая зна-ния об-ще-ство-вед-че-ско-го курса, со-ставь-те два пред-ло-же-ния: одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию об аб-со-лют-ной ис-ти-не, и одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее вза-и-мо-связь аб-со-лют-ной и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны.
4. Дол-гое время люди счи-та-ли, что Земля плос-кая. Чем это пред-став-ле-ние яв-ля-ет-ся с точки зре-ния со-вре-мен-ных на-уч-ных взгля-дов: от-но-си-тель-ной ис-ти-ной или за-блуж-де-ни-ем? По-яс-ни-те свой ответ и при-ве-ди-те по од-но-му при-ме-ру за-блуж-де-ния и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны в по-зна-нии мира.
5. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ на тему «Про-бле-ма по-зна-ва-е-мо-сти мира». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».
Истина – это:
– соответствие знаний действительности;
– то, что подтверждено опытом;
– некое соглашение, конвенция;
– свойство самосогласованности знаний;
– полезность полученного знания для практики.
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.
Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.
Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики : материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.
Функции практики в процессе познания
Практика – источник познания : практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
Практика – основа познания : человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
Практика – цель познания : человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Практика – критерий истины : пока какое‑то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие‑либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости : ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, – дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Образец задания
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
Ответ: Зависимость от человека.