Непризнанные и частично признанные государства. Сколько в мире непризнанных государств Не принятые государства

Непризнанные государства - общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств - членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН.

Частично признанные государства

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

  1. , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр.
  2. - согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 года - фактически самостоятельна, 26 ноября 1994 года принята конституция Абхазии, согласно которой республика объявляется суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами - членами ООН - Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Абхазии как часть Грузии.
  3. - согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Южной Осетии как часть Грузии.
  4. – в 1987 было объявлено о создании «независимого» государства Халистан. Президентом «нового государства» стал Гурмит Сингх Аулах (весьма уважаемый эмигрант, возглавлявший в США сикхскую диаспору). Независимость была провозглашена в столице США.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся 23 государствами. Китайская Республика осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства.
  2. признаётся 48 государствами, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко.

Непризнанные государства

  1. (c 1990) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР, существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия.
  2. (c 1991) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР.
  3. (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали. Продолжает отстаивать свою независимость.
  4. (с 1998). Планировал войти в состав федеративного Сомалийского государства, до 2010 года являлся основной его опорой в борьбе с радикальными исламистами.
  5. (1998-1999, с 2011). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства. По состоянию на 2008 год находился под контролем Временного сомалийского Федерального правительства лишь номинально. В начале 2011 года на севере Джубаленда фактически утвердилось новое правительство, союзное Переходному федеральному правительству и противостоящее Аш-Шабаабу.
  6. (с 2006). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; не упоминается в англоязычной прессе с декабря 2006 года.
  7. Химан и Хеб (с 2008). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  8. (с 2010). Считает себя независимым от Сомалиленда (провозгласив себя автономным государством в Сомали), планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  9. (с 2011). Создана в апреле 2011 года в части Джубаленда, граничащей с Кенией. Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; по некоторым данным - уже признана Кенией.
  10. (ASWJ) (с 1991)
  11. (с 2004)
  12. (с 1989).
  13. Государство (с 1996).
  14. Исламский в Йемене (с 2011).
  15. Исламский в Йемене (с 2012).
  16. в Пакистане (с 2006).
  17. Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)
  18. в Мали (с 6 апреля 2012).
  19. в Малайзии (c 17 ноября 2010).
  20. в Индии.
  21. Республика Хау Пакумото (с 19 января 2010) на острове Муреа, Французская Полинезия.
  22. в Австралии (c 30 марта 2013).
  23. Народная Республика Эуахлаи – Квинсленд , Австралия с 3 августа 2013 года.
  24. в Филипинах. Фронт национального освобождения Моро провозгласил независимость Бангсаморо 12 августа 2013 года в Талипао, Сулу и объявил столицей Бангсаморо город Давао.
  25. или Западный Курдистан. 12 ноября 2013 года, «Демократический союз» – крупнейшая курдская партия Сирии – объявила о планах по созданию переходного правительства в курдских районах на северо-востоке страны. Иракский Курдистан не признаёт автономию сирийских курдов.
  26. Исламское государство Фалуджа в Ираке. Военная групировка Исламское государство Ирака захватила город Фалуджа и 3 января 2014 года провозгласила независимость.

Частично непризнанные государства

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. - согласно конституции Сербии, входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 106 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть, населённую сербами.
  2. в настоящее время признаётся 134 государствами-членами ООН и САДР. Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА). Согласно Соглашениям в Осло (1993), между Израилем и ООП, была создана ПНА, которой был передан административный контроль над Сектором Газа и частью Западного берега реки Иордан, а вопросы обеспечения безопасности остались за Израилем. После ухода Израиля из Сектора Газа в 2006 году руководство ПНА утратило власть в секторе, который был захвачен организацией ХАМАС (победившей в том же году на парламентских выборах в автономии), признанной в ряде стран террористической.
  3. КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, Францией и Эстонией.
  4. не признаётся КНДР.
  5. Сирия не признаётся 20 государствами и Лигой арабских государств.

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным их количеством, и статус их спорен.

Это, в частности, группа непризнанных и частично признанных государств и территорий, в числе которых находятся следующие:

С 1949 г. – Китайская Республика (большинство государств признаёт частью Китайской Народной Республики).

С 1974 г. – Турецкая Республика Северного Кипра (большинство государств признаёт частью Республики Кипр).

С 1991 г. – Сомалиленд (не имеет дипломатического признания, все государства признают частью Сомали).

С 1991 г. – Нагорно-Карабахская Республика (большинство государств признаёт частью Азербайджана).

С 1991 г. – Республика Южная Осетия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 1992 г. – Приднестровская Молдавская Республика (большинство государств признаёт Приднестровье частью Молдавия Молдавии).

С 1994 г. – Республика Абхазия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 2008 г. – Республика Косово (большинство государств признаёт частью Сербии).

С 2014 г. – Республика Крым (большинство государств признаёт частью Украины).

С 2014 г. – Донецкая Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Донецкого общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Донецкая область.

С 2014 г. – Луганская Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Луганского общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Луганская область.

Непризнанные государства – общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц.


Частично признанные государства – государства, «не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН», таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств. Под непризнанием ООН имеется в виду фактическая невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов – Великобритания, Китайская Народная Республика, Россия, США и Франция – могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в 2/3. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Святого Престола (Ватикана) и Государства Палестина.

Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Таким образом, в настоящее время нахождение в ООН в качестве члена или наблюдателя может рассматриваться как признак того, что государство имеет в мире широкое дипломатическое признание. Существуют государства-члены ООН, признанные не всеми другими государствами-членами ООН.

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств – провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Не все непризнанные государства обозначают полную независимость и международное признание как конечную цель своего провозглашения. Часть государств стремится получить юридическое признание для возможного объединения с другим государством. Часть государств рассматривает свой де-факто независимый статус как переходный до заключения соглашения с центральным правительством об условиях существования в качестве автономии внутри единого государства (в начале 1990-х годов Республика Гагаузия в Молдове, многие российские республики, а в настоящее время – автономные государства на территории Сомали).

Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями.

Условно по способу возникновения их можно разделить на:

Государства, образовавшиеся в результате революций.

Государства, образовавшиеся в результате национально-освободительной борьбы (сепаратизма). Например, к их числу относят самопровозглашённые государства, т.е. те, что специальной декларацией, законом или межгосударственным договором заявили о своей независимости: государства, провозгласившие независимость и государственный суверенитет после распада СССР. Как правило, они не сразу получают международно-правовое признание.

Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения. Например: Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия; Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея; Демократическая Республика Вьетнам и Государство Вьетнам, Китайская Народная Республика и Китайская Республика. Такие государства первоначально не признают друг друга.

Государства, возникшие из-за получения независимости бывших колоний от метрополии.

Государства, возникшие из-за внешнеполитических игр признанных государств. Например: буферные государства: Дальневосточная республика, Маньчжоу-го и др., синоним – марионеточное государство: Независимое государство Хорватия, Независимое государство Словакия, Балтийские страны после смены государственного строя в июле 1940 г. и др., а также так называемые бантустаны: Транскей, Венда, Бопутатсвана и Сискей.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х годов в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Гагаузия, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). Возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения.

Гагаузия в конце 1994 г. вошла в состав Молдавии в качестве автономии. В 1995 г. контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 2000 г. Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Чеченская Республика Ичкерия.

В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2).

В 2008 г. Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Республика Южная Осетия.

В 2009 г. Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам.

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Крым.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Республика Косово, Государство Палестина.

Непризнанные государства: Территория бывшего СССР – Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика. Территория Сомали – Сомалиленд.

Государства-члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами.

В некоторых случаях одно государство-член ООН может не признаваться одним или несколькими другими государствами, несмотря на членство в одной организации. К примеру, Государство Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, но при этом признаётся мусульманскими Египтом, Иорданией, а также Турцией и рядом других государств. В свою очередь, Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику. КНДР не признаётся Республикой Корея, а Республика Корея не признаётся КНДР.

Мальтийский орден – это государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Также существует 1 территория с неопределённым статусом. Западная Сахара – бывшая испанская колония Испанская Сахара, согласно Декларации ООН № 1514 должна была получить независимость, однако в 1975 г. была в нарушение пункта 6 указанной декларации разделена между Марокко и Мавританией. После войны в Западной Сахаре большая часть (включая практически всё побережье) аннексирована Марокко, контроль над остальной частью осуществляет частично признанная Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Во многих частях света существуют регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.

Государства - члены ООН, не имеющие признания со стороны по крайней мере одного государства - члена ООН Государства - не члены ООН, имеющие признание со стороны по крайней мере одного государства - члена ООН Государства - не члены ООН, имеющие признание со стороны лишь государств - не членов ООН Государства - не члены ООН, не имеющие признания

Непри́знанные и части́чно при́знанные госуда́рства - политии , которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности , как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов) , населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и другие организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания , а их территория, как правило, расценивается государствами - членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН . Непризнанные и частично признанные государства могут характеризоваться не признающими их государствами и/или международными организациями как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории .

Нередко эти политии объединяют общим понятием «непри́знанные госуда́рства » , однако такое обозначение является не вполне точным в случаях, когда такая полития получила определённое дипломатическое признание (пусть и незначительное) - в этой связи встречается выделение категории части́чно при́знанных госуда́рств , к которым относят политии, не имеющие возможности вступления в ООН, но признанные в качестве государств государствами - членами ООН (хотя встречается и более узкое определение данного понятия ), таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств.

Хотя Организация Объединённых Наций как таковая не обладает правом признания или непризнания государств , членство в ООН в современной системе международных отношений стало важнейшим символом всеобщего признания государственности, своего рода «золотым стандартом» международной легитимности . Вместе с тем государство может быть рассматриваемо как международно признанное и при нахождении вне рядов государств - членов ООН (как Швейцария до 2002 года) . Кроме того, ряд государств-членов ООН не признаётся некоторыми другими государствами-членами ООН .

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств - провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Появление непризнанных и частично признанных государств

Основным способом возниковения непризнанных и частично признанных государств является одностороннее (то есть вопреки воле центральных властей государства) отделение от государства части его территории . В число необходимых элементов для достижения сецессии входят наличие отдельного сообщества, угрожающего отделиться от государства, в которое входит, географической территории, в рамках которой сепаратисты намерены провозгласить отдельное государство, наличие у этой группы политического руководства, выступающего с сепаратистскими требованиями и организующего действия, направленные на отделение территории, а также несогласие этого сообщества с превалирующим в стране порядком вещей, мотивирующего его выступать за соответствующие изменения. Дополнительным фактором может выступать расчёт времени: сепаратисты предпочитают начинать борьбу за отделение в условиях слабости центральной власти государства (особенно во время острой внутренней политической борьбы в нём). Как правило, сепаратисты встречают сопротивление центра, стремящегося сохранить государство в прежнем виде, - в том числе и с применением вооружённой силы (которое, впрочем, может быть ответом на действия сепаратистов). Особым случаем несогласованной сецессии является отторжение иностранным государством территории другого государства, с созданием на занятой территории нового покровительствуемого (или и вовсе марионеточного) государства; подобные образования (в силу своего «агрессивного происхождения») сталкиваются с практически неодолимыми трудностями в получении признания - как и другие образования, порождённые в результате «незаконного акта» (в частности, в числе «родовых дефектов» сецессионистских государств, особо препятствующих их признанию, входит, помимо внешней агрессии, и проведение дискриминационной политики , как в случае Родезии).

Хотя чаще всего сецессия направлена именно на образование независимой государственности, в ряде случаев независимость не является самоцелью: так, например, некоторые сообщества стремятся отделиться от одного государства чтобы присоединиться к другому .

Наряду с самопровозглашёнными государствами сепаратистского происхождения существуют и «несецессионитские спорные государства», которые - даже в случае наличия определённого признания - не рассматриваются как отделившиеся от «большой страны» . Так, в конце гражданской войны в Китае была провозглашена Китайская Народная Республика , однако по итогам войны контроль её установился не над всем Китаем, а над континентальной его частью, Тайвань же и ряд прилегающих островов остались под контролем Китайской Республики , представлявшей Китай в ООН до , а после того фактически являющейся частично признанным государством. Оба правительства рассматривают себя в качестве правительств всего Китая, а оппонента считают «мятежными территориями» ; фактически в этом случае вопрос стоит не столько о признании государства, сколько о признании правительства , хотя в случае прямого провозглашения независимости от Китая Тайвань стал бы классическим, «сецессионистским спорным государством» .

Свойства непризнанных и частично признанных государств

Прежде всего, непризнанные и частично признанные государства имеют территорию , границы которой суть пределы, в которых осуществляется власть правительства . Границы этой территории не обязательно должны быть «окончательно урегулированными» , однако эти границы (во всяком случае, их статус ) являются спорными в одном фундаментальном аспекте: поскольку государственность этих политий не признаётся, соответственно и их границы не признаются в качестве законного и легитимного разграничения с другими государствами, напротив, территория непризнанных и частично признанных государств широко рассматривается как неотъемлемая часть международно признанных государств .

Кроме того, непризнанные и частично признанные государства имеют население . При этом, с одной стороны, распространено мнение что само по себе наличие на определённой территории населения не является достаточным и правительство самопровозглашённого государства должно прийти к власти на основе «местного потенциала» и «иметь народную поддержку» (хотя этот критерий не постулирует ни поддержку отделения всем населением территории ни наличие в самопровозглашённом государстве демократического строя) . С другой стороны, встречается мнение что вопрос о поддержке населением отделения от большой страны «носит больше политический чем правовой характер» .

Правительства непризнанных и частично признанных государств вполне могут соответствовать критерию эффективности в вопросе контроля над своей территорией и её населением, однако их право управлять также не признаётся, что прямо вытекает из непризнания их заявленной государственности; имея фактическую, «эмпирическую» государственность спорное государство не имеет предоставляемой внешним признанием «юридической государственности». По определению спорным является суверенитет (независимость ) непризнанных и частично признанных государств. Как правило, они имеют полный внутренний суверенитет, вывели себя из «внешнего» конституционного поля и закрепили эту независимость в своих конституциях, но международно признанные государства оспаривают их право создавать и поддерживать собственные институты власти, отдельные от исходных государств. .

Кроме того, зачастую требование «эффективности» сопряжено не просто со способностью самопровозглашённого правительства контролировать свои дела, но с тем, чтобы именно оно действительно это и делало , то есть обладало реальной независимостью. Отсутствие таковой (чаще всего в случае создания самопровозглашённого правительства в результате внешней агрессии, но также и в других случаях марионеточного государства или предоставления «бывшей» метрополией мнимой независимости территории, при которой «прежний» суверен реально сохраняет над ней свою власть), как указано , является существенным препятствием для признания территории независимым государством.

Непризнанные и частично признанные государства обычно имеют способность и стремление вступать в стандартный набор взаимоотношений с полноправными государствами, однако те своим непризнанием не дают им возможности для полноценного участия в таковых .

Непризнанные и частично признанные государства современности

Список непризнанных и частично признанных государств

Непризнанные государства

самоназвание государства хронология событий
1990
Приднестровская Молдавская Республика
(c ) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР . На востоке граничит с Украиной , на западе - с Молдавией . Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР , существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Помимо левобережья Днестра, ПМР также включает в себя небольшую территорию на правом берегу, присоединённую к республике в начале 1990-х. Несколько сёл республики как на правом, так и на левом берегу Днестра, заявленные властями ПМР как часть ПМР, контролируются властями Молдавией. Приднестровская Молдавская Республика признана частично признанной Абхазией и Южной Осетией, а также непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой.
1991
Нагорно-Карабахская Республика
(c ) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР , в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР. Мартакертский , Мартунинский и Шаумяновский районы НКР частично контролируются Азербайджаном . НКР, в свою очередь, помимо большей части территории бывшей НКАО , полностью контролирует прилегающие к Нагорному Карабаху территории со стороны Армении и Ирана . Таким образом республика граничит на западе с Арменией , на севере и востоке - с Азербайджаном , на юге - с Ираном . Признана частично признанными Абхазией и Южной Осетией, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.
1991
(c ) - непризнанное государство, расположенное на северо-западе Сомали . 18 мая 1991 года северные кланы провозгласили независимость Республики Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали . Контролирует большую часть заявленной территории бывшего Британского Сомалиленда .
2014
. Согласно законодательству Украины территория Донецкой области , контролируемая ДНР, считается временно оккупированной Россией . Украиной рассматривается как террористическая организация . В свою очередь, власти ДНР рассматривают западную часть Донецкой области, которая контролируется Украиной, как свою собственную территорию. 27 июня 2014 года Южной Осетией .
2014
(c ) - непризнанное государство, которое было провозглашено в ходе политического кризиса на Украине . Согласно законодательству Украины территория Луганской области , контролируемая ЛНР, считается временно оккупированной Россией . Украиной рассматривается как террористическая организация . В свою очередь, власти ЛНР рассматривают северную часть Луганской области, которая контролируется властями Украины, как свою собственную территорию. 18 июня 2014 года независимость была признана частично признанной республикой Южной Осетией .

Частично признанные государства

Контролирующие заявленную территорию

год провозглашения независимости самоназвание государства хронология событий
1947

Азад Джамму и Кашмир
(c ) - Азад Джамму и Кашмир (Свободный Кашмир) провозглашён в октябре 1947 года в знак протеста против непопулярного в Кашмире махараджи Хари Сингха . Признаётся независимым только Пакистаном и контролируется им. Формально Азад Кашмир не отделяется от индийского штата Джамму и Кашмир, согласно конституции Индии входит в состав Индии.
1983

Турецкая Республика Северного Кипра
(c ) - Турецкая Республика Северного Кипра , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году , объявила о своей независимости 15 ноября 1983 года . 1 мая 2004 года территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр . Признана только Турцией , с которой поддерживает дипломатические отношения. Все остальные государства - члены ООН рассматривают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр , незаконно оккупированную Турцией .
1991

Республика Южная Осетия
(c ) - Республика Южная Осетия - согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. 21 декабря 1991 года провозгласила свою независимость , которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН . Другие страны - члены ООН не признают независимость Южной Осетии. Грузия рассматривает Южную Осетию как часть своей территории, незаконно оккупированную Россией.
1994

Республика Абхазия
(c ) - Республика Абхазия , согласно конституции Грузии , является автономной республикой в составе этого государства ; с принятия конституции 26 ноября 1994 года - республика объявила себя суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 5 государствами - членами ООН . Другие государства - члены ООН не признают независимость Абхазии. Грузия рассматривает территорию Абхазии как часть своей территории, незаконно оккупированную Россией.

Контролирующие часть заявленной территории

год провозглашения независимости самоназвание государства хронология событий
1912

Китайская Республика
(c ) - Китайская Республика , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН . В настоящее время дипломатические отношения с Китайской Республикой поддерживаются .
1976

Сахарская Арабская Демократическая Республика
(c ) - Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 84 государством-членом ООН , а также частично признанной Южной Осетией , является членом Африканского союза . Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко .
1988

Государство Палестина
(c ) - Государство Палестина в настоящее время признаётся и САДР . Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа , контролируемый организацией ХАМАС , и Западный берег реки Иордан , частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА) под руководством председателя ПНА Махмуда Аббаса (он же - президент государства).
2008

Республика Косово
(c ) - согласно конституции Сербии , входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия . На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением . В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 111 государствами-членами ООН , а также Тайванем, островами Кука, Ниуэ и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть , населённую сербами.

См. также

Примечания

  1. Иногда объединяется общим термином непри́знанные государства , также используется и множество других обозначений, такие как самопровозглашённые госуда́рства , спо́рные госуда́рства (англ. contested states ) , госуда́рства де-фа́кто (англ. de facto states ) в рамках декларативной теории государственности , отколовшиеся территории (англ. breakaway territories ), пара- , квази- и псевдогосударства (англ. para-states , quasi-states , pseudo-states ) в рамках конститутивной теории
  2. Для принятия в ООН требуется поддержка заявки государства Советом Безопасности большинством в 9 из 15 членов Совета (и при непременном согласии всех постоянных членов СБ , или во всяком случае отсутствия возражений со стороны кого-либо из них ) и большинством в две трети голосов на Генеральной Ассамблее; наличие столь широкой поддержки по существу равнозначно коллективному признанию де-юре, которым международное сообщество обозначает свою готовность воспринимать нового члена ООН как полноценное государство, со всеми причитающимися правами, обязанностями и ответственностью, в ООН и за её пределами .
  3. В их число входят Армения , Израиль , Республика Кипр , Китайская Народная Республика , КНДР и Республика Корея
  4. Распространён тезис, что «должна быть постоянная полоса территории, несомненно контролируемая правительством предполагаемого государства», однако даже это требование в ряде случаев игнорировалось - так, признанные в 1991 году Хорватия и Республика Босния и Герцеговина в условиях шедшей гражданской войны не имели твёрдого территориального контроля
  5. Так, границы Республики Абхазия и Абхазской Автономной Республики идентичны (соответствуют границам Абхазской АССР), однако с точки зрения Республики Абхазия участок, отделяющий Абхазию от подконтрольной Грузии территории является государственной границей , а с точки зрения Грузии - административной
  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / ИРЯ РАН. М.: Азъ, 1992 - «Самопровозглашённый, -ая, -ое (офиц.). О государстве: провозгласивший себя суверенным, но не признанный мировым сообществом.»
  2. В широком значении под этот термин могут подпадать и такие политии, чьё право на независимую государственность широко признаётся, но фактически не реализуемо, сдержано «внешними державами» (в т.ч. в силу отсутствия контроля над заявленной территорией). , p. 25; см. также . В узком - только частично признанные государства.
  3. Данным термином, впрочем, чаще обозначают государства, которые признаны, но утратили фактические признаки государства ( , p. ). См. также несостоявшееся государство , виртуальное государство
  4. , p. .
  5. , p. : « 93. Pegg offers the following definition of a de facto state: „de facto state exists where there is an organized political leadership which has risen to power through some degree of indigenous capability; receives popular support; and has achieved sufficient capacity to provide governmental services to a given population in a defined territorial area, over which effective control is maintained for an extended period of time. The de facto state views itself as capable of entering into relations with other states and it seeks full constitutional independence and widespread international recognition as a sovereign state. It is, however, unable to achieve any degree of substantive recognition and therefore remains illegitimate in the eyes of international society“. Pegg, International Society and the De Facto State , p. 26. Others have essentially concurred with this assessment. As John McGarry has stated, „De facto states are a result of a strong secessionist bid, on the one hand, and the unwillingness of the international system to condone secession on the other. They are regions which carry out the normal functions of the state on their territory, and which are generally supported by significant proportions of their population. They are not ‘de jure states’, because they are not sanctioned by the international order. Instead, other states and inter-state organizations, such as the mis-named United Nations, continue to recognize the authority of the state from which the secession occurred, even though its writ no longer runs in the breakaway region, and though its legitimacy is rejected by the region’s population.“ McGarry, "Foreword", p. x».

Непризнанные и частично признанные государства

На нашей планете существует множество различных государств. Об этом знают даже дошкольники. Но есть ряд государств, которые являются непризнанными или частично признанными. Многие слышали про такие образования, даже бывали там, например в Абхазии. У них есть своя территория, власть, государственная символика, у кого-то даже есть своя валюта, население имеет свой паспорт. Но не смотря на все признаки государственности, члены ООН либо частично либо полностью не признают такие страны. Но не будем углубляться в политику, лучше подробнее рассмотрим список непризнанных и частично признанных государств.

Список частично признанных государств.

1. Абхазия

Всем нам известная солнечная страна, отколовшаяся от Грузии в 90-х годах. В 1994 году была принята конституция Абхазии.

Россия

Никарагуа

Венесуэла

Науру

Южная Осетия

2. Южная Осетия

Ситуация, схожая с Абхазией, туристов только здесь гораздо меньше. Фактически независимой Южная Осетия является с 1991 года.

Независимость признали следующие государства:

Россия

Никарагуа

Венесуэла

Науру

Абхазия

Нагорно-Карабахская Республика

Приднестровская Молдавская Республика

Луганская Народная Республика

Донецкая Народная Республика

3. Палестина

Государство на Ближнем Востоке, независимость которого признала уже большая часть государств-членов ООН. Сама Палестина является государством-наблюдателем в ООН. Конфликтует соответственно с Израилем.

Независимость признали следующие государства:

Признана примерно 70% процентами из состава государств-членов ООН.

4. Косово

По Сербской конституции, Косово входит в состав Сербии как автономный край. Фактически с 2008 года является независимым государством.

Независимость признали следующие государства:

Более 100 стран признают независимость Косово.

5. Китайская Республика

По сути это всем известный остров Тайвань плюс несколько мелких островов. Считают себя независимыми от Китая аж с 1911 года. Не смотря на свое геополитическое положение, Китайская Республика имеет экономические связи почти со всем миром.

Независимость признали следующие государства :

Признается независимой 20 странами-членами ООН, в основном это южноамериканские и островные государства.

6. Турецкая Республика Северного Кипра

На Кипре были многие, но вот что на острове располагаются два государства, знают не все. Турецкая Республика Северного Кипра считает себя независимой с 1983 года, является наблюдателем при Организации Исламской Конференции. Будете на Кипре- заглядывайте и сюда.

Независимость признали следующие государства:

Турция и… всё

7. Сахарская Арабская Демократическая Республика

Она же Западная Сахара. С 1976 года независима от Марокко и Мавритании. До этого данная местность была вообще испанской колонией. Республика является членом Африканского союза. Имеет свою валюту- сахарский песет.

Независимость признали следующие государства:

Практически треть государств-членов ООН признают независимость Сахарской Арабской Демократической Республики, в основном это страны Африки и Ближнего Востока

Список непризнанных государств.

1. Нагорно-Карабахская Республика

С 1991 года независимы от Азербайджана. Военные конфликты вспыхивают до сих пор, что все таки не мешает посетить Нагорный Карабах с целью туризма. Есть своя валюта- карабахский драм, но в связи с малым выпуском, в обороте здесь в основном армянский драм.

2. Приднестровская Молдавская Республика

Или всем нам знакомое Приднестровье. С 1990 года отделились от Молдавской ССР. Так же как в Нагорном Карабахе, есть своя валюта, но тут она в ходу. Знаменитый винно-коньячный завод Kvint, кстати, находится именно здесь.



3. Донецкая Народная Республика

С 2014 года считают себя отделившимися от Украины из-за политического кризиса. Украина считает эти территории оккупированные Россией, валюта которой здесь в основном и в ходу.

4. Луганская Народная Республика

Смотри «Донецкая Народная Республика»

5. Сомалиленд

От Сомали провозгласили свою независимость в 1991 году. Имеют свою валюту- сомалилендский шиллинг, и политические отношения с рядом европейских и африканских стран.

6. Ва

Непризнанное государство без четких границ на территории Мьянмы.

7. Шан

Еще один осколок на территории Мьянмы. Области, которые государство Шан считает своими, практически им не контролируются.

8. Вазиристан

Состоящее из Северного и Южного Вазиристана непризнанное государство, находящееся на территории Пакистана.

Хочется отметить, что в Сомали существуют такие образования, как Джубаленд, Химан и Хеб, Авдаленд и Галмудуг . Фактически это автономные небольшие территории, часто враждующие друг с другом.

Таким образом, в мире насчитывается немалое число непризнанных и частично признанных государств. Их количество постоянно меняется, поэтому сколько их точно сказать трудно. Также некоторые источники причисляют к ним различные общности людей, племена, военные и террористические организации, включая ИГИЛ.

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / ИРЯ РАН. М.: Азъ, 1992 - «Самопровозглашённый, -ая, -ое (офиц.). О государстве: провозгласивший себя суверенным, но не признанный мировым сообществом.»
  2. В широком значении под этот термин могут подпадать и такие политии, чьё право на независимую государственность широко признаётся, но фактически не реализуемо, сдержано «внешними державами» (в т.ч. в силу отсутствия контроля над заявленной территорией). , p. 25; см. также . В узком - только частично признанные государства.
  3. Данным термином, впрочем, чаще обозначают государства, которые признаны, но утратили фактические признаки государства ( , p. ). См. также несостоявшееся государство , виртуальное государство
  4. , p. .
  5. , p. : « 93. Pegg offers the following definition of a de facto state: „de facto state exists where there is an organized political leadership which has risen to power through some degree of indigenous capability; receives popular support; and has achieved sufficient capacity to provide governmental services to a given population in a defined territorial area, over which effective control is maintained for an extended period of time. The de facto state views itself as capable of entering into relations with other states and it seeks full constitutional independence and widespread international recognition as a sovereign state. It is, however, unable to achieve any degree of substantive recognition and therefore remains illegitimate in the eyes of international society“. Pegg, International Society and the De Facto State , p. 26. Others have essentially concurred with this assessment. As John McGarry has stated, „De facto states are a result of a strong secessionist bid, on the one hand, and the unwillingness of the international system to condone secession on the other. They are regions which carry out the normal functions of the state on their territory, and which are generally supported by significant proportions of their population. They are not ‘de jure states’, because they are not sanctioned by the international order. Instead, other states and inter-state organizations, such as the mis-named United Nations, continue to recognize the authority of the state from which the secession occurred, even though its writ no longer runs in the breakaway region, and though its legitimacy is rejected by the region’s population.“ McGarry, "Foreword", p. x».
  6. Неполноценные члены сообщества // Коммерсантъ
  7. , p. .
  8. Маркедонов С. М. Уроки и последствия пятидневной войны в Южной Осетии (Лекция, прочитанная во Владикавказском институте цивилизаций 7 октября 2008 года)
  9. , p. : « 4 What we refer to as ‘partial recognition’ includes what Geldenhuys (2009) has termed ‘paltry recognition’ and ‘patron recognition’. ‘Partial recognition’ is in Geldenhuys’ usage reserved for entities that have been recognized by a significant number of states. We appreciate the potential usefulness of more specific categories, but for the sake of simplicity we will stick to a single category».
  10. О членстве // сайт ООН
  11. , p. : «Although the United Nations cannot in itself confer recognition, UN membership has nevertheless emerged as the single most important symbol of general acceptance of statehood in the contemporary international system. Indeed, UN membership has come to be regarded as nothing less than the "gold standard" of international legitimacy. 2 One could even argue that UN membership has now emerged as the primary objective for any contested state, surpassing recognition by any single country or group of states.».
  12. , p. 22: «Requiring a substantive decision by the Security Council (meaning the approval of all five permanent members) plus a two-thirds majority in the General Assembly, admission to full UN membership is tantamount to collective de jure recognition. 112 The community of states thereby signals its readiness to treat the new member as a full-fledged state with all the attendant rights, duties and responsibilities, both within the UN and beyond».
  13. , p. 22: «Although collective recognition is the hallmark of confirmed statehood, allowance should be made for states that choose to remain outside the UN, like Switzerland did until 2002, without compromising their full-fledged statehood.».
  14. , p. ).
  15. , p. : «Secondly, there are a small number of states, that are members of the UN, but are not recognized by all the other members».
  16. , p. 29: «unilateral secession, which can be driven by factors wholly unrelated to the above offences, is the single most common origin among our selection of contested states.».
  17. , p. 38.
  18. , p. 44.
  19. , p. 36: «While secession is in most instances used as a mode of gaining independent statehood, some communities secede from one state in order to become part of another; consider the case of Transylvanians wishing to exit Romania to join Hungary. Such secessionist-irredentist claims fall outside our inquiry. Either way, secession involves a claim to territory but is not designed to overthrow an existing government. Instead, secessionists want to restrict the jurisdiction of the (original) state so that it does not extend to their group and the territory they occupy.³⁸».
  20. , p. 39.
  21. , p. 20.
  22. , p. 43.
  23. , p. 23.
  24. , p. 9.
  25. , p. 28: «While there is no argument over the condition that it should have a settled population, it is also accepted that the presence of a population in the territory concerned is not a sufficient condition in itself for statehood. Rather, it has come to be accepted that the political leadership of the new state should have come to power via some degree of ‘indigenous capability’ and that it ‘receives popular support’.²⁰ Importantly, this stipulation does not presuppose that independence will be the wish of the entire population living on the territory. Nor does it require some form of democracy as a condition for statehood-although, as will be seen, this is now gaining currency as a condition in some quarters».
  26. , p. 23: «Third, the governments of many contested states may well comply with the criterion of effectiveness in terms of their control over territory and people and some even live up to democratic standards. The challenge facing the rulers of contested states is that their right to govern is widely disputed – a corollary of the rejection of these states’ right of independent existence. So even if it manifestly possesses empirical statehood, a contested state still lacks juridical statehood conferred from outside through de jure recognition.».
  27. Statehood and the Law of Self-Determination
  28. , p. 24.
  29. , p. 28-29: «As for the demand that the state must have some sort of effective administration, this does not just mean that a state has an ability to control its own affairs.²² It must be in a position whereby it is actually doing so. In other words, recognition can be withheld if it is decided that the territory in question does not have real or actual independence. Most obviously, this applies to territories that have been created as a result of invasion and occupation, as was the case with Manchukuo. However, it can also apply when an entity may meet the general requirements for statehood but where it is deemed that there is substantial external control and it can therefore be considered to be a ‘puppet state’.²³ Similarly, recognition may be withheld in cases where a territory is granted purported, but not actual, independence; or where a colonial power continues to exert considerable control.²⁴».
  30. , p. 24: «Contested states in the fourth instance typically have the ability and desire to enter into the standard array of relations (diplomatic, economic, cultural and military) with full fledged states. Confirmed states, however, deny them the opportunity to engage in normal international interactions by refusing them de jure recognition.».
  31. Одесский апелляционный государственный суд. Постановление Архивировано 15 июля 2012 года.
  32. МИД России. О поручениях Президента России Правительству Российской Федерации в отношении Абхазии и Южной Осетии
  33. Словакия признала новые косовские паспорта // Lenta.ru
  34. , p. 39: «In addition to these contested states, it will also briefly highlight the cases of the three secessionist states that have not as yet been recognized by any UN members but are often widely regarded in the literature as meeting the criteria for statehood and may well be recognized in the future: Nagorny Karabakh, Transnistria and Somaliland.».
  35. , p. 8: «Moreover, new contested territories that could be described as de facto states have emerged, most notably the Donetsk People’s Republic and the Luhansk People’s Republics in Ukraine. These two newest additions to the universe of de facto states have started to create some of the trappings of statehood, although the extent of «indigenous roots‟ is still debatable.».
Похожие публикации