Трагедия на авиашоу. Трагедия на авиашоу во Львове: подан первый иск. Ничто не предвещало трагедии


27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су-27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.

Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов, под Львовом, многолюдно. Все с нетерпением ожидают начала праздника, посвященного 60-летию 14-го воздушного корпуса, дислоцированного в западных областях Украины. Особенно радуются дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах.

Первым в небе появился Ан-2. Кружа над взлетно-посадочной полосой аэропорта, он сбрасывал парашютистов.

Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як-52. Но все ожидали появления настоящих боевых машин - полеты заявлены в программе.

И вот диктор сообщает, что истребитель-бомбардировщик Су-27, вылетевший с места дислокации в поселке Озерном Житомирской области, уже на подходе к аэродрому.

Все ждали именно этого истребителя. Взоры более семи тысяч львовян и приезжих обратились к кромке ВПП, откуда должен появиться самолет. Рокотом мощных турбин заглушается голос диктора, рассказывающего о технических характеристиках «сухаря» (так пилоты и техники называют машины конструкции КБ имени Сухого). Размах крыла 14, 7 метра, длина 21, 9 м, высота 5, 9 м. Взлетная масса 22, 5-23 т. Максимальная скорость на высоте 11 км составляет 2500 км/ч. Динамический потолок полета 24 км. Силовая установка - два двигателя ТРДД АЛ-31Ф, развивающий тягу при форсаже более 12 т каждый.

Сверкая фюзеляжем и крыльями, Су-27 на малой высоте проносится над ВПП перед трибуной, вызывая взрыв всеобщего восторга.

Тем временем шум двигателей превращается в громовой рокот, истребитель Су-27УБ, пилотируемый летчиком-испытателем 1-го класса Владимиром Топонарем и летчиком 1-го класса Юрием Егоровым, задирает нос кверху, стремительно набирая высоту, затем заваливается набок, выполняя фигуру высшего пилотажа - «бочку». После этого разворачивается и переходит в крутое пике, снова приближаясь к летному полю.

По словам очевидцев, в какой-то момент истребитель вдруг резко снизился; почти у самой земли экипаж попытался поднять его на безопасную высоту, но при этом Су-27 задел крылом стоявший на поле Ил-76. Машина, потеряв управление, «нырнула», пилоты катапультировались, и через мгновение 20-тонный истребитель рухнул на землю, превратившись в огненный шар и сметая все на своем пути. К небу рванулся столб пламени и черного дыма. Зрителей, среди которых было много детей, калечило и убивало обломками металла, давило взрывной волной, жгло огненным смерчем вспыхнувшего авиационного керосина.

Рассказывает свидетель катастрофы, корреспондент «Комсомольской правды» Ярослав Коляса:

«Асы летчики!» - мелькает мысль у меня. В паре метров над корпусами Львовского авиаремонтного завода пролетели! Зрители залихватски захлопали.

Но что это? Самолет продолжает снижаться. Я не летчик, но и то понимаю, что пора выводить машину из пике.

Самолет, всколыхнув или чиркнув - я не понял! - кроны высоких тополей, растущих по краю территории авиаремонтного завода, несся уже над рулежными бетонными дорожками, ведущими к проходной предприятия, и продолжал терять высоту! Зрители - да и я тоже - все еще думали, что так и надо, что это такой трюк.

А истребитель чиркнул крылом по Ил-76, стоявшему на площадке для осмотра и открытому для всех желающих. Звука удара я не услышал, но вокруг брызнули осколки. Позже мне сказали, что в этот момент в кабине «Ила» находились несколько зрителей с детьми - трудно даже представить, что они пережили.

Я вижу, как над разваливающимся уже на куски самолетом вспыхнули купола двух парашютов.

А истребитель, «пропахав» бетонную дорожку, выскочил на травяное поле, все разваливаясь и разваливаясь…

Потом - пламя, черный дым. На нас пыхнуло жаром, как из доменной печи.

Началась паника - и толпа швырнула меня в сторону от огня.

Крики над полем. Кажется, первыми оценили ситуацию пожарные: красные машины мгновенно появились возле огня, в пламя ударили струи воды.

Еще не соображая, что делаю, я побежал к месту, которое пропахал упавший самолет. Сработала мысль - раз машина распалась на куски и все горит, взрыва не должно быть, баки развалились, топливо вытекло.

То, что увидел, наверное, никогда не удастся забыть.

Всюду лежат тела, течет кровь. Вокруг стояли те, кто сумел подняться на ноги. Окровавленные головы, руки, ноги… Здесь же лежал один парашют, второй невдалеке зацепился за телеграфный столб. Рядом шлемы летчиков и еще какие-то вещи.

Вдруг вижу, навстречу мне, шатаясь, идет мужчина в какой-то необычной одежде. Читаю на нашивке: Юрий Егоров. Не сразу соображаю, что это один из летчиков, пилотировавших злополучный истребитель. Его подхватывают под руки, чтобы не упал, уводят в сторону. Позже я узнал, что оба летчика (второй - Владимир Топонарь) из-за аварийного катапультирования получили серьезные травмы позвоночников.

Три «скорые» уже подъехали к месту падения самолета.

Ожил микрофон, стоящий где-то у ведущих шоу или на трибуне, я не понял. Десятки людей вырывают его друг у друга, кричат: «Петя!.. Миша!.. Славик!..» «Мама, папа возле трибуны, ты где? Подойди сюда!..»

…А через минуты военные и милиционеры уже живой цепью оттесняли мечущуюся толпу от места смертельного падения истребителя.

В первые минуты после трагедии на залитом кровью летном поле лежали оторванные головы, руки, ноги. Люди погибали целыми семьями: отец, мать и двое детей, пришедшие посмотреть на авиационный праздник. Один из пострадавших, 40-летний мужчина, стоял, держа за руку жену, которая в свою очередь придерживала двоих детей. Обломки самолета буквально смахнули женщину с детьми, а в руках у отца осталась лишь оторванная рука супруги. Молодой парень рядом догадался лечь и потому остался жив.

«В тот день я со своей девушкой и другом отправился в Скнилов на авиашоу - все-таки разнообразие, не все же на дискотеки или концерты ходить, - рассказывал журналистам двадцатичетырехлетний Александр Савченко. - На аэродроме много народу - тысяч десять. Люди распределены группами примерно по тысяче человек. И надо же такому случиться - самолет упал именно в нашу тысячу. Меня легко поранило, даже не знаю как, - руки и ноги. Небольшие порезы. Моей подруге раздробило тазобедренный сустав, поврежден костный мозг. Сейчас она в реанимации, врачи говорят, проблемы с позвоночником. А другу страшно повезло. Стоящему перед ним мужчине оторвало голову, и Петр об эту голову споткнулся, упал… Это его и спасло. В рубашке родился. Мы все, как водой, были облиты кровью - она из людей била фонтанами. Я ночью не могу сомкнуть глаз - сразу вижу эту картину. А Петр с тех пор вообще не разговаривает…»

Когда у зрителей и участников авиашоу прошел первый шок, они с ужасом поняли, что произошло. Там, где только что располагались трибуны, полыхал ядовитый пожар. Тела погибших разметало далеко вокруг места взрыва. Стоны раненых, крики ужаса, детский плач… В первые минуты никто даже приблизительно не мог представить себе масштабы трагедии. Но уже вскоре стало ясно, что количество жертв исчисляется десятками.

Страшная трагедия обрушилась на семью прапорщика Владимира Сербина из Львова. Он пришел посмотреть шоу вместе с сыновьями - шестилетним Ростиславом и восьмилетним Юрием. Погибли все трое.

Машины «скорой помощи» развезли людей в четыре больницы. У большинства пострадавших сильные ожоги, резаные и рваные раны.

«Я еще не видел такого», - рассказывал врач реанимационного отделения Львовской больницы «Скорой помощи» Василий Иванюшко. - К нам сразу доставили 14 человек в тяжелейшем состоянии - с черепно-мозговыми травмами, израненными конечностями, телами. Их пришлось вытаскивать буквально с того света. Увы, двоих так и не удалось спасти - мальчика-подростка и женщину лет сорока пяти. Кстати, лишь двое из наших пациентов, когда пришли в сознание, смогли вспомнить свои фамилии».

Пожалуй, еще никогда львовская телефонная сеть не переживала такого шквала звонков. Вопрос один: «У вас все живы?» И в воскресенье, и в понедельник во Львове возле больниц, городского морга толпились люди, пытавшиеся узнать, нет ли среди пострадавших и погибших их родных, знакомых. Получить такую информацию было непросто. Ведь самолет при падении изувечил многих погибших до неузнаваемости. Ситуация осложнялась тем, что у большинства погибших и пострадавших не было при себе никаких документов.

Президент Кучма, прервав свой отпуск в Крыму, срочно прибыл во Львов. Проведя экстренное совещание на месте трагедии, он уволил главнокомандующего Военно-воздушными силами Украины Владимира Стрельникова, а министр обороны страны Владимир Шкидченко по поручению президента уволил командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко. Военная прокуратура Западного региона возбудила в связи со случившимся уголовное дело. В чем причина катастрофы, должна была ответить государственная комиссия, которую возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Президент Украины потребовал доложить о результатах расследования и принятых мерах до 7 августа.

Пилоты разбившегося истребителя при катапультировании получили сильные, но неопасные для жизни травмы позвоночника. Владимир Топонарь и Юрий Егоров сказали президенту, что были бессильны предотвратить трагедию.

Вскоре летчиков перевели из реанимации в военно-медицинский центр в Виннице. То, что их здоровью ничего не угрожает, больше всего возмущало очевидцев происшествия.

«Черный ящик» самолета был найден и направлен на исследование. По первой официальной версии, причиной трагедии стал одновременный отказ двух двигателей самолета. Российские эксперты крайне скептически отнеслись к выдвинутой украинской стороной версии об одновременном отказе сразу двух двигателей истребителя Су-27. Установленные на этом самолете турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-31Ф за десятки лет эксплуатации во многих странах мира, в самых разных климатических условиях зарекомендовали себя как исключительно надежные. К тому же для регулирования режимов работы АЛ-31Ф предусмотрено функционирование двух систем - электронной (основная) и гидравлической (дублирующая). К характерным особенностям АЛ-31Ф относятся модульность конструкции, высокая газодинамическая устойчивость компрессора, малый удельный расход топлива, высокие контролепригодность и эксплуатационная технологичность. По оценкам специалистов ОКБ «Сухого», они не могут припомнить, чтобы на Су-27 в нормальных условиях пилотирования произошел одновременный отказ сразу двух движков.

Тем не менее в авиационном военно-промышленном комплексе «Сухой» не исключали, что причиной трагедии на авиашоу во Львове мог стать отказ двигателей истребителя Су-27, так как, по мнению специалистов, после распада СССР авиатехника на Украине эксплуатировалась с серьезными техническими нарушениями.

И все-таки причиной трагедии во Львове стал пресловутый человеческий фактор. Украинская армия в целом и ВВС в частности после развала СССР находились в критическом состоянии. За годы независимости летчики растеряли былую профессиональную квалификацию. Украинские пилоты имеют минимальный годовой налет. Оставшиеся от Советского Союза вооружения эксплуатировались с грубейшими нарушениями установленных правил. То же можно сказать и об учениях и тренировках с применением техники.

Эксперт по авиабезопасности Валерий Тимошкин, например, сравнил катастрофу под Львовом с трагической гибелью Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе. 17 июля 2001 года на празднике в Острове, под Псковом, разбился Су-33 под его управлением. Причиной катастрофы стала ошибка при пилотировании. Апакидзе, видимо поняв, что виноват, сам погиб, но самолет увел в сторону от зрителей.

Украинская комиссия сделала заключение, что к трагедии привели «серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов в ВВС, и в частности при организации демонстрационных мероприятий во Львове». Об этом говорилось в сообщении пресс-центра Генеральной прокуратуры Украины.

Трагедии можно было избежать, если бы устроители авиашоу выдержали минимально безопасную высоту и удаление от зрительских трибун. Тогда пилот в случае возникновения нештатной ситуации имел возможность увести самолет в сторону. Об этом свидетельствует опыт авиационных происшествий на крупнейших мировых авиасалонах, таких, как Фарнборо и Ле-Бурже, где катастрофы и инциденты с самолетами в последнее время обходятся без человеческих жертв.

Летчик первого класса подполковник Алексей Мельник, просмотрев телесюжеты о трагедии, отметил явные ошибки в организации шоу. Полеты должны демонстрироваться на высоте не менее 400 м, а сама машина не должна пролетать над зрителями.

Согласно общепринятым стандартам, расстояние от места выполнения полета до места расположения зрителей должно составлять от 300 м до 1, 5 километра. Даже если пилот совершает ошибку, организаторы должны это предусмотреть. По мнению Мельника, летчик самостоятельно на виду у начальства так низко к земле не опустится: «Обязательно был сценарий, и кто-то давал на него добро. Был руководитель полетов, который в случае нарушения летчиками режима высоты должен был дать приказ не выполнять задание дальше». Мельник охарактеризовал Юрия Егорова, с которым знаком, как сильного летчика. «Люди должны его простить, так как он сам уже достаточно наказан случившейся трагедией».

А вот мнение эксперта В. Тимошкина:

«Прежде всего, по правилам зрители должны быть только с одной стороны от взлетно-посадочной полосы. А плоскость, в которой делаются фигуры пилотажа, - с другой стороны от полосы. А здесь зрители с обеих сторон. Это раз.

Второе. Всегда определяется минимальная высота вывода машины из вертикальных фигур - в данном случае не менее 100 м. А у украинских летчиков рассчитано 30-40 м, за что они и поплатились. Тут налицо сначала ошибка организаторов шоу, а потом еще и самих летчиков. В трагедии виноваты организаторы шоу, а не только экипаж».

Не прошло и двух недель, как председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Евгений Марчук заявил, что имело место отступление от полетного задания. Расшифрованы записи «черного ящика». Пилот спрашивал: «А где же наши зрители?» Перед падением экипаж получил предупреждение: «Самолет вошел в сверхкритическую перегрузку». При этом установлено, что все системы и агрегаты машины работали нормально.

(С) И.Муромов

Видео с места событий:

МОСКВА, 27 июля — РИА Новости, Андрей Коц. Прошло ровно 15 лет со дня самой страшной катастрофы в мировой истории авиашоу. Двадцать седьмого июля 2002 года тяжелый истребитель Су-27УБ ВВС Украины упал на толпу зрителей в аэропорту Скнилов неподалеку от Львова. Взрыв заправленной тридцатитонной машины унес жизни 77 человек, в том числе 28 детей. Более 500 человек получили ожоги и ранения. Эта трагедия выявила ряд недочетов в организации публичных демонстрационных полетов на Украине. К тюремным срокам и крупным денежным штрафам были приговорены пять человек — не только пилоты злополучного Су-27УБ, но и их командиры. Скниловская катастрофа поставила жирный крест на будущем авиашоу на Украине — с 27 июля 2002 года они там не проводились.

Четыре минуты

Двухместный учебно-боевой истребитель, пилотируемый летчиками 14-го авиакорпуса ВВС Украины Владимиром Топонарем (общий налет 1900 часов) и Юрием Егоровым (2000 часов), поднялся в воздух в 12:41 по местному времени. Набрав высоту, машина выполнила "бочку" и перешла в крутое пике, снижаясь к летному полю. В какой-то момент самолет сильно "просел" к земле, и нисходящий вираж перешел в неконтролируемое падение. Пилоты попытались вывести машину, но истребитель задел дерево, ударился одним крылом о бетон и другим — о стоящий на поле Ил-76. Летчики успели катапультироваться, а неуправляемый самолет врезался в землю и взорвался в толпе зрителей. Полет продлился всего четыре минуты — бортовой самописец отключился в 12:45, на 18-й секунде.

© AP Photo / Yuri Rura

© AP Photo / Yuri Rura

Президент страны Леонид Кучма сразу после трагедии возложил всю вину на военных и освободил от должности главкома ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. А уже на следующий день Генеральная прокуратура выступила с официальным сообщением, по которому причинами катастрофы стали серьезные просчеты в организации, подготовке и осуществлении полетов в ВВС и, в частности, при организации показательных выступлений во Львове. Шестого сентября того же года были оглашены результаты расследования комиссии Минобороны Украины. Причинами крушения самолета были названы "отклонение экипажа от полетного задания и ошибка в пилотировании Су-27".

Материалы передали в суд 24 июля 2005 года. Владимир Топонарь был приговорен к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (вышел на свободу через 11 лет), второй пилот Юрий Егоров получил 8 лет тюрьмы и штраф в 150 тысяч гривен (был освобожден через 2,5 года). Тюремные сроки и штрафы получили замкомандующего 14-м авиакорпусом Анатолий Третьяков (6 лет), замруководителя полетами Юрий Яцюк (6 лет) и начальник службы безопасности полетов авиакорпуса Анатолий Лукиных (4 года). Также уголовные дела были возбуждены в отношении четырех генералов, но 11 июня 2008 года апелляционный суд в Киеве их оправдал.

Виноваты все

Ни один из обвиняемых свою вину не признал. Летчики оправдывались тем, что полетное задание было невыполнимым — летные карты были составлены с ошибками. В частности, на них неправильно была отмечена зрительская зона. По словам пилотов, они "потерялись" в пространстве после первой "бочки", что, собственно, подтверждает запись "черного ящика". На ней слышно, как экипаж ругается, пытаясь понять, где зрители и в какую сторону выводить самолет. Многие эксперты уверены, что летчиков сделали "крайними". За день до авиашоу они должны были провести тренировочный полет, осмотреться на местности и запомнить ориентиры. Однако им этого сделать не дали: очевидно, командование экономило топливо. Кроме того, организаторы авиашоу разместили зрительские трибуны слишком близко к летному полю, что, по всем международным нормам, является не просто нарушением, а преступлением.

"От оси пилотирования — центра взлетно-посадочной полосы, с которой поднимаются в воздух самолеты, до ближайшего зрителя расстояние должно быть не меньше 250 метров, — рассказал РИА Новости заслуженный летчик-испытатель России и почетный президент авиакосмического салона МАКС Магомед Толбоев. — Летчик не имеет права пересекать эту черту в сторону посетителей авиасалона — только в противоположном направлении! На тренировках экипажи, хотя бы на метр вылетевшие из зоны, немедленно отстраняются от полетов. Крайне строгие правила и по минимальной высоте пилотирования. Для горизонтального прохода — 100 метров, вертикального — 200 метров. Этого с лихвой хватит, чтобы у летчика был запас времени на случай непредвиденных обстоятельств. Организаторы авиашоу под Львовом о таких правилах не слышали и наступили на все грабли, на какие только смогли. Виноваты все причастные. Я 25 лет устраиваю МАКС, все мероприятия по обеспечению безопасности давно отработаны до автоматизма. Мы — профессионалы. А любителям можно сказать только одно: "Ребята, не занимайтесь тем, в чем не разбираетесь".

Военное руководство Украины выводы сделало: в 2007 году первый замминистра обороны Леонид Поляков сообщил, что авиашоу на территории страны не будут проводиться, пока летчики "полностью не выйдут на нормативные параметры относительно налетов в любых погодных условиях". И снова "крайними" сделали только пилотов Су-27УБ, общий налет которых значительно превышал нормативы.

На своих ошибках

До Скниловской трагедии самым серьезным происшествием на авиашоу были печально известные события на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Напомним, во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori три из десяти самолетов Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе. Одна машина упала прямо на зрителей. Погибли 70 человек, включая трех пилотов, около 400 получили ранения. Причиной катастрофы стала ошибка одного из летчиков, потерявшего ориентацию в пространстве и совершившего незапланированный маневр.

© AP Photo / Charles Daughty


© AP Photo / Charles Daughty

Следствие установило, что вина за произошедшее лежит как на итальянском пилоте, так и на организаторах авиашоу, разместивших зрительскую зону слишком близко к летному полю. В стране был введен трехлетний запрет на подобные мероприятия. Показательные выступления пилотажных групп возобновились только после введения новых более строгих правил безопасности. Были запрещены маневры в направлении зрителей и установлена минимальная высота пилотирования. С тех пор серьезных происшествий на немецких авиашоу больше не было.Британские власти ограничат участие старых самолетов в авиашоу Ранее во время авиашоу в городе Шорхэм-бай-Си самолет-истребитель Hawker Hunter по неизвестным пока причинам рухнул, в результате семь человек погибли, 15 человек ранены.

А одними из первых горький урок необходимости точного соблюдения техники безопасности выучили британцы. На авиасалоне Фарнборо 6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 из-за дефекта разрушился в воздухе и рухнул прямо на зрительскую трибуну. Погибли 30 человек, включая пилотов. Летчики хотели развлечь зрителей, разгоняя самолет до сверхзвуковой скорости и пикируя на трибуну. Первый маневр закончился удачно. При выполнении второго произошла катастрофа. Формально экипаж был не виноват: пилотаж над зрителями в то время запрещен не был. Однако после трагедии правительство Великобритании серьезно ужесточило правила проведения авиашоу и запретило пилотам совершать опасные маневры вблизи трибун. К сожалению, его примеру в дальнейшем последовали далеко не все.

С момента авиакатастрофы во Львове прошло 15 лет.

Скниловская трагедия 27 июля 2002 года - крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса (бывшей 14-й воздушной армии СССР) в аэропорту Львова в Скнилове, расположенном недалеко от Львова. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ ВС Украины упал на толпу зрителей. Погибли 77 человек (из них 28 детей), пострадавшими признаны 543 человека.

Людей выводили с закрытыми глазами

27 июля 2002 года навсегда вписан черной краской в историю авиации. Кровавая суббота… О грандиозном авиашоу на Скниловском аэродроме во Львове, организованном к 60-летию 14-го авиационного корпуса, говорил весь город задолго до той даты. Авиа­шоу должно было стать отличным развлечением посреди скучных будней. Горожане толпами шли к аэродрому, ведя с собой детей. 77 человек, из которых 28 - дети, не покинут его живыми, еще более 500 признают пострадавшими в самой крупной авиакатастрофе в мире.

Львовяне до сих пор в подробностях помнят тот день, как будто это произошло вчера. Забыть его не удастся - с тех пор траурной лентой по сей день для десятков и сотен людей тянутся последствия злополучного авиашоу.

С утра небо закрыло тучами, накрапывал дождь. Несмотря на погоду, начала шоу на летном поле уже ожидали около десяти тысяч человек, тысячи подтягивались к месту событий, ругая на чем свет стоит вечно опаздывающие автобусы. Сегодня они считают эти стечения обстоятельств благословением - именно это спасло от смерти многих.

Взрослые стояли у палаток с прохладительными напитками, дети, открыв рты, смотрели на пикирующий в небе самолет. Много людей было возле стоящей на аэродроме воздушной машины - сюда пускали зрителей. Считавшиеся лучшими летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров выполняли фигуры высшего пилотажа. Около часа дня зрители заметили, что самолет летит слишком низко. Завершая в небе косую петлю с поворотом, истребитель задел крылом дерево, затем начал скользить крылом по летному полю, на котором стояли тысячи зрителей, задел и потащил за собой колючую проволоку, разрезающую людей в секунду, задел стоявший на поле самолет и рухнул в толпу. Прогремел взрыв. Зрителей охватила паника: в толкотне дети искали родителей, родители - детей, друзей. Многих буквально разорвало - тела в течение последующих дней опознавали в моргах по частям.

Мы опоздали на шоу - по городу уже неслись скорые, вой сирен, со стороны летного поля бежали толпы шокированных людей, - вспоминает львовянка Галина Петруш.

Нам с четырехлетней дочкой повезло остаться невредимыми - кто-то за секунду до падения самолета крикнул «Ложись», и я бросила малышку на землю, упав рядом с ней, - вспоминает Оксана Биленко. - Когда выходили, я закрыла ладонями ей глаза, она забыла этот ужас. Но я не забуду никогда.

Так, с закрытыми глазами, в тот день с аэродрома выводили многих - повсюду лежали окровавленные и агонизирующие тела, части тел, вырванные внутренности.

Во время трагедии супруги Рудь потеряли сына Александра, внук Юрий сильно пострадал (на фото - Зинаида, Валерий с сыном Юрием и Виталий Рудь).
Вину никто не признал

Взрыв слышали в соседних районах - но никто не мог подумать, что это упал истребитель, погубив десятки жизней. Там же обычно кукурузники летали, так что о масштабе трагедии многие узнавали из новостей по ТВ вечером, разговоров в городе, звонков знакомых.

Те, кого не отпустили с работы, кому по разным причинам запретили идти на шоу жены, мужья и родители, благодарны провидению.

Моя дочь со своим парнем тоже собирались туда идти, но отец парня сказал им отменить поездку, у него было плохое предчувствие, - вспоминает Ирина Иваненко. - Слава богу, они послушались…

Оба пилота остались живы - успели катапультироваться за секунду до того, как самолет упал на толпу. В этом они видели свою единственную вину - за то, что остались живы. Владимира Топонаря и Юрия Егорова обвинили в гибели 77 человек. Пострадавшими объявили еще 543 посетителя злополучного авиашоу. Тогда обоих родителей потеряли трехлетний Юрий Мотузюк и пятилетняя Настя Михно, семья Куц лишилась сына и дочери, семья Рудь - сына Александра, который пошел на авиашоу вместе со старшим братом Валерием, племянником и друзьями. Сына Валерия, Юрия, тяжело покалечило. Семья Светланы и Николая Шевчук потеряла старшего сына, а младший получил травмы. Историй погибших - десятки, покалеченных, ставших инвалидами и до сих пор носящих в душе багровый шрам трагедии того дня - сотни. Бередить раны спустя столько лет люди не хотят, но отмечают, что эта трагедия навсегда разделила их жизнь на «до» и «после».

После трагедии львовянин Стефан Козак, потерявший в тот день единственного сына, 24-летнего Григория, создал ГО «Скниловская трагедия». Горе объединяет - именно в этой общественной организации овдовевший вскоре после гибели сына мужчина встретил свою будущую жену Светлану - в тот роковой день погиб и ее 14-летний сын Дима. Организация поддерживала пострадавших в катастрофе и их семьи, но после смерти ее основателя несколько лет назад заниматься этим уже некому.

На скамью подсудимых попали шесть человек - Владимир Топонарь, командир самолета, второй пилот Юрий Егоров, замкомандующего авиакорпусом Анатолий Третьяков, замруководителя полетами Юрий Яцюк, начальник службы безопасности полетов авиакорпуса Анатолий Лукиных и ответственный за подготовку экипажа Олег Дзюбецкий. Дзюбецкого тогда суд оправдал, Лукиных получил условно, все остальные - реальные сроки. Самый большой срок достался Топонарю - 14 лет лишения свободы. Также все, кроме Дзюбецкого, выплатили огромные штрафы - десятки и сотни тысяч долларов. Тем не менее своей вины в катастрофе не признал никто - и летчики стали врагами для тысяч людей, лишившихся детей, сестер, братьев, родителей и лучших друзей.

Владимир Топонарь получил 14 лет тюрьмы - свой срок он уже отсидел. Виновным себя в авиакатастрофе ас летного дела не считает.

Пилоты уже на свободе

Сейчас все осужденные уже на свободе. Владимир Топонарь отбывал срок в Кагарлыкской исправительной колонии возле Киева - учреждение минимального уровня безопасности. Здесь отбывают наказание виновники аварий со смертельными жертвами. За хорошее поведение Топонарю последние годы срока разрешили жить в деревне Зикрачи с условием приходить в колонию каждый день отмечаться и работать. После колонии во Львов Владимир так и не вернулся - нашел новую супругу, с которой и остался. Прежнюю жену, которая, по словам знакомых, продала квартиру, чтобы помочь ему во время суда, бросил. Все эти годы в его поддержку выступали сотни людей, которые помогали собрать баснословную сумму штрафа - 150 тысяч гривен. Многие не верили в его виновность - летчик высшего класса, который налетал уже около 2000 часов, не мог ошибиться. Причиной считали ставший вдруг неуправляемым самолет. К слову, на авиашоу планировали использовать другой, но не запустился двигатель, его заменили на многотонный истребитель. Также у пилотов якобы была неправильная карта местности, и они не знали, что прямо под самолетом внизу - тысячи людей. Топонарь писал прошения о помиловании, петиции в его поддержку подписывали неравнодушные. Ас летного дела настаивал, что его просто сделали козлом отпущения и приставили к ответу за гибель 77 людей.

Спустя год после трагедии возле Скниловского аэродрома построили часовню Всех святых украинского народа - каждый год сюда, как и на могилы погибших, приходят их родственники и близкие.

В 2006 году около сотни потерпевших обратились в Европейский суд по правам человека - 20 из них получили травмы, другие потеряли около 70 близких родственников. Некоторые семьи погибли почти полностью - в живых остались 1-2 человека. Тогда завели около 40 дел. По мнению родственников погибших, Украина нарушила свои обязательства согласно Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Спустя 10 лет после обращения Европейский суд принял первые постановления по делу гибели людей - семье Михно постановили выплатить 3600 евро за моральный ущерб и 360 евро за правовую помощь. В деле Светланы Атаманюк, которая потеряла дочь, зятя и двух маленьких внучек, нарушений не усмотрели.

Еще со времен изобретения самолета братьями Райт, люди любят наблюдать за трюками пилотов в небе. Но, к сожалению, такие трюки не всегда заканчиваются успешно и иногда небезопасны для зрителей. Вот лишь некоторые фотографии крушений самолетов на авиашоу за последние двадцать с лишним лет.

(Всего 33 фото)

1. Два самолета пилотажной группы «Zelazny» столкнулись во время авиашоу в Радоме, Польша, 1 сентября 2007 года. Оба пилота погибли, но зрители на земле не пострадали. (AP Photo/ Darek Redos/FILE)

2. Три самолета итальянской пилотажной группы на аэродроме Ramstein 28 августа 1988 года. Один самолет взорвался и упал в толпу, в результате чего погибли 70 человек и были ранены еще 400. Через десять лет выжившие в катастрофе впервые решили потребовать компенсацию за моральный ущерб. (AP Photo/Charles Daughty)

3. Боинг B-17 «Летающая крепость» времен Второй мировой войны среди деревьев после неудачного взлета со взлетной полосы на авиасалоне в Уэст Мэйфилде, штат Пенсильвания, 23 августа 1987 года. В результате крушения пострадали 11 человек, 3 получили серьезные ранения. Никто не погиб. (AP Photo/Paul Hawthorne)

4. Горящий самолет на земле после столкновения трех итальянских самолетов на авиасалоне на аэродроме «Ramstein» 28 августа 1988 года. 14 апреля 2001 года бывший министр внутренних дел Германии и адвокат 82 выживших в той трагедии Герхарт Баум подтвердил, что возьмется за судебный процесс против Министерства обороны США, так как эксперты считают, что на аэродроме не были предприняты необходимые меры безопасности. (AP Photo/fls)

5. Огромное облако огня и бегущие в панике зрители на взлетно-посадочной полосе авиабазы «Ramstein». (AP-PHOTO/PE/ARD-TV)

6. Горящий итальянский самолет летит на толпу во время авиасалона на базе «Ramstein». (AP Photo/Georg Riedel)

7. Лодочники смотрят на упавший на озере Онтарио самолет канадской пилотажной группы «Canadian Snowbirds» в Торонто, 4 сентября 1989 года, после неудачи на авиашоу. Пилот самолета погиб. Авария произошла во время исполнения акробатического трюка пилотажной группой из 9 человек. (AP Photo/John Moorecraft)

8. Французские жандармы у обломков истребителя «МиГ-29», разбившегося во время представления на Парижском авиасалоне 9 июня 1989 года. Пилот пострадал, но не погиб. (AP Photo/Michel Lipchitz)

9. Пилот из Колорадо погиб, когда одномоторный самолет упал на авиашоу в аэропорту Санта Фе. Пилотом был Ричард Боббит, который не смог выполнить поворот во время исполнения вертикального трюка. Свидетели говорили, что Боббит взлетел прямо вверх, заглушив двигатель, чтобы потом снова включить его, когда самолет будет падать. Но двигатель не завелся. Боббит выступал вторым во время однодневного шоу, которое тут же было закрыто. (The Pennsylvania State University)

10. Разбитый биплан «Pitts» на земле рядом с местным аэропортом в 100 км к западу от Вены 10 августа 1996 года. В результате погиб 53-летний пилот и по совместительству хозяин отеля. Зрители авиашоу видели, как самолет упал с высоты 50 метров после неудачного трюка с вращением. (AP Photo/Paul Plutsch)

11. Береговая охрана рядом с обломками биплана «Pitt», который только что достали из реки Огайо 6 августа 1996 года. Спасателям пришлось отрезать левую сторону, чтобы достать тело пилота Клэренса Спила, который не успел даже отстегнуться. Спил упал на авиашоу, проходившем во время регаты «Три реки». (AP Photo/Keith Srakocic)

12. Часть истребителя «F-117A» падает на авиашоу в Миддл Ривер, штат Мэриленд, 14 сентября 1997 года. Истребитель затем врезался в два дома, в результате чего те загорелись, а несколько людей на земле получили незначительные ранения. Пилоту удалось спастись. (AP Photo/Charles S. Collier)

13. Два биплана столкнулись в воздухе на авиашоу в Киссимми, штат Флорида, 19 апреля 1998 года. Пилоты Джеймс Лавлэйс и Рэндалл Дрейк пилотажной группы «Red Baron Flying Group» погибли. (AP Photo/Sean Kelly)

14. Истребитель F4U «Корсар» столкнулся с самолетом F8F «Биркэт» и загорелся на взлетно-посадочной полосе на второй день авиасалона в Ошкоше, штат Висконсин, США, 29 июля 1999 года. Одного человека госпитализировали, пилот смог выбраться самостоятельно. (AP Photo/The Oshkosh Northwestern, Mark Andrews)

15. Бомбардировщик Британской королевской армии падает в озеро Онтарио на канадском Национальном авиасалоне. Четырехмоторный самолет низко планировал над озером и как раз поворачивал, когда случилась авария. Экипаж из семи человек погиб. (AP Photo/City T.V.)

16. Истребитель Су-27 упал на толпу зрителей на авиасалоне в Львове 27 июля 2002 года. Жители этого западноукраинского города два дня провели в трауре, после того как истребитель упал на авиасалоне, в результате чего погибли 83 человека, и еще 116 получили ранения. Это стало одной из самых ужасных аварий в истории авиасалонов. (AP Photo/Oleksi Shinkarenko)

17. Облако пламени на аэродроме после крушения самолета Су-27 во Львове 27 июля 2002 года. Су-27 выполнял пилотажный трюк, когда вдруг задел землю и проскользил по земле, прямо в толпе зрителей, а затем взорвался. Экипаж из двух человек выжил. (AP Photo/Yuri Rura)

18. Капитан Кристофер Стриклин катапультируется из самолета за секунду до его столкновения с землей 14 сентября 2003 года на авиасалоне в Айдахо. Не пострадавший Стриклин катапультировался, уведя самолет в сторону от 60 тысяч зрителей и убедившись, что ему удастся спасти самолет. Это была вторая авария с тех пор, как ВВС США начали использовать самолеты «F-16 Falcon» для демонстрационных полетов в 1982 году. Никто не пострадал. ВВС свалили причину аварии на ошибку пилота. (AP Photo/ Bennie J. Davis III/U.S. Air Force)

19. Истребитель «Thunderbird» падает на землю во время выступления на авиасалоне 14 сентября 2003 года в Айдахо. 31-летний пилот Крис Стриклин увел самолет в сторону от толпы, и истребитель стоимостью 23 миллиона долларов взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. (AP Photo/ABC-TV via APTN)

20. Два самолета пилотажной группы «Masters of Disaster» столкнулись в воздухе на фоне третьего самолета на авиасалоне в Мус Джо, США, 10 июля 2005 года. Два самолета столкнулись в воздухе на ежегодном шоу. Зрители заявляют, что самолеты выполняли трюк и зацепились крыльями. (AP Photo/Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

21. Облако пламени и обломков от одного из двух самолетов, столкнувшихся в воздухе на авиасалоне в Мус Джо 10 июля 2005 года. (AP Photo/CP, Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

22. Пламя и дым за деревьями после крушения самолета в день открытия недельного авиасалона в Титусвилле, штат Флорида, 16 марта 2007 года. В результате погибли несколько зрителей. Пилот Кругман-Кади также погиб. (AP Photo/Phyllis Lilienthal)

23. Горящий самолет группы «Blue Angels» в Бьюфорте, штат Южная Каролина, 21 апреля 2007 года. Самолет упал во время авиашоу прямо на домики и трейлеры. Погиб пилот. (AP Photo/Fred Yelinek)

24. Солдаты на фоне обломков истребителя Су-27 из элитной пилотажной группы «Русские витязи», упавшего у поселка Денежниково, недалеко от Жуковского, к северу от Москвы 16 августа 2009 года. Два русских истребителя столкнулись на репетиции Московского авиасалона. В результате аварии погиб пилот, а один из самолетов упал на дачные дома. (AP Photo/Sergey Ponomarev)

25. Самолет «Super Decathlon» летит слишком низко перед тем как рухнуть на землю во время авиасалона в Бандунге, Западная Ява, Индонезия, 24 сентября 2010 года. Самолет рухнул и взорвался во время авиашоу, на который пришли сотни школьников. Пилота – единственного члена экипажа – срочно госпитализировали в тяжелом состоянии. Никто на земле не пострадал. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

26. Рухнувший самолет на авиасалоне в Бандунге, Западная Ява, 24 сентября 2010 года. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

27. Взрыв истребителя CF-18 во время тренировки в аэропорту Летбриджа, Альберта, Канада, 23 июля 2010. Пилот капитан Брайян Бьюс катапультировался перед столкновением с землей. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens)

28. Капитан Брайян Бьюс успешно катапультируется со своего истребителя во время неудачной тренировки перед авиасалоном в Летбридже, Альберта, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

29. Пилот Брайян Бьюс успешно катапультируется во время крушения самолета в Альберте, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

30. Одномоторный самолет Т-28 пилотажной команды «Trojan Horsemen Demonstration Flight Team» из шести самолетов взрывается во время представления на авиасалоне в Мартинсбурге, Вайоминг. В результате двух аварий произошедших за два дня на двух разных авиашоу погиб один зритель. (AP Photo/Journal Newspaper, Ron Agnir)

31. Перевернутый самолет «Р-51 Мустанг» перед падением на авиасалоне в городе Рино, штат Невада, 16 сентября 2011 года. Самолет упал на зрительские места. (AP Photo/Grass Valley Union, Tim O"Brien)

32. Самолет «Р-51 Мустанг» в падении на авиасалоне в Рино. Самолет времен Второй мировой войны, пилотируемый 75-летним Джимми Лиуордом, рухнул на землю во время популярного ежегодного авиасалона. (AP Photo/Garret Woodman)

33. Самолет «Р-51 Мустанг» разбивается на краю зрительских трибун на авиасалоне в Рино. (AP Photo/Ward Howes)

Страшная трагедия произошла в субботу на Украине. Во время авиационного праздника во Львове истребитель Су-27 врезался в толпу зрителей. По данным МЧС Украины на 17:45, в катастрофе погибли 78 человек, из них 5 - дети. Как сообщили агентству "Интерфакс" в МинЧС, в пяти больницах города находится 115 пострадавших. На аэродроме в момент катастрофы находились около 10 тыс. человек.

В 12:52 при осуществлении маневра истребитель Су-27 зацепил самолет, стоявший на стоянке, после чего начал падать во вращении. Как утверждают в Минобороны Украины, катастрофа самолета произошла в результате отказа двигателей.

Пилотам удалось катапультироваться, однако машина рухнула на находившихся на аэродроме людей. Летчики остались живы, сообщил первый заместитель государственного секретаря МинЧС Григория Марченко.

Согласно информации агентства ИТАР-ТАСС, истребитель, демонстрируя фигуры высшего пилотажа, шел на малой высоте. По мнению одного из очевидцев - пилота вертолета - именно высоты истребителю не хватило, и он зацепил край трибун.

Более 20 машин "скорой помощи" было задействовано для доставки пострадавших, сообщили в диспетчерской станции "скорой помощи". Также применялась санитарная авиация, пострадавших госпитализировали в пять больниц города.

Военная прокуратура Западного региона возбудила уголовное дело по факту трагедии.

Летчики хотели повторить "подвиг Чкалова"

Военные летчики - очевидцы трагедии на авиашоу во Львове, где истребитель Су-27 упал на людей - утверждают, что пилоты пытались повторить "подвиг Чкалова".

По их словам, пилоты старались пролететь над летным полем как можно ниже, сымитировав таким образом знаменитый пролет под мостом. Сделано это было для зрелищности, чтобы как можно больше людей смогли увидеть самолет в деле.

Именно так обрисовал ситуацию корреспонденту ИТАР-ТАСС бывший военный летчик, председатель Галицкого авиационно-технического общества Ярослав Янчак. Он был непосредственным участником авиашоу, посвященного 60-летию 14 авиационного корпуса ВВС Украины.

Кучма прибыл во Львов. Создана комиссия по расследованию

Около 18:30 по московскому времени президент Украины Леонид Кучма прибыл во Львов из Крыма, где находился на отдыхе. Он был потрясен увиденным на летном поле львовского аэродрома.

"Ужасная трагедия. Никакими словами описать невозможно. И в страшном сне", - сказал глава государства в аэропорту "Скнылив". Было видно, что президенту трудно говорить.

Леонид Кучма выразил глубокие соболезнования родственникам погибших. "Я сам буду держать на контроле, чтобы каждая семья не оказалась без государственной помощи", - сказал президент.

Отвечая на вопросы журналистов, что он намерен сделать, Кучма сказал: "Я тут не для того, чтобы расследовать причины, а для того, чтобы принять первые главные решения". На вопрос, каким будет первое решение, глава государства сказал: "Это - страшная трагедия. И отсюда будут все решения".

В министерстве обороны Украины создана комиссия для расследования причин и обстоятельств трагедии во Львове. Как сообщил первый заместитель начальника Генерального штаба Николай Пальчук, группа вылетает из Киева во Львов. Комиссию возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Об этом агентству "Интерфакс" сообщили в пресс-службе кабинета министров Украины.

К работе комиссии также будут подключены местные специалисты. Пальчук сказал также, что "самолет пилотировали два летчика-аса в звании полковника".

Из резервного фонда правительства Украины по распоряжению премьер-министра Анатолия Кинаха выделено около 1,9 млн. долларов США для оказания материальной помощи семьям погибших и пострадавших. Об этом сообщил пресс-секретарь украинского премьер-министра Сергей Нагорянский. При этом он уточнил, что сумма помощи будет зависеть от числа пострадавших и не исключено, что она может быть увеличена.

Авиашоу проводилось по случаю 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины на аэродроме "Скнилив" во Львове. В частности, планировалось, что военные летчики на современных истребителях Су-27 и МиГ-29 продемонстрируют фигуры высшего пилотажа. Зрителям также должны были демонстрировать полеты планеров, легкомоторных летательных аппаратов и парашютистов.

Президент Путин: "народ России скорбит вместе с вами"

Президент России Владимир Путин направил президенту Украины Леониду Кучме телеграмму соболезнования в связи с авиакатастрофой во Львове, повлекшей большое количество жертв. Об этом сегодня сообщила пресс-служба главы российского государства.

"Глубоко потрясен известием о трагедии во Львове. Прошу передать глубокие соболезнования родным погибших и пострадавших. Трудно найти слова утешения для тех, кто потерял самых близких и любимых людей. В эту тяжелую минуту народ России скорбит вместе с вами", - отмечается в телеграмме.

Хронология катастроф, случившихся во время авиашоу

27 июня 1988 года во время демонстрационного полета во Франции потерпел аварию и рухнул на землю "Аэробус" А-320, на борту которого находились 136 человек. Трое погибли, 98 человек получили тяжелые ранения.

28 августа 1988 года во время показательного полета на базе ВВС США в Рамштайне /ФРГ/ 3 боевых самолета Италии типа "Аэрмаччи МБ 339" столкнулись в воздухе, рухнули на заполненное зрителями поле и взорвались. Погибли около 70 человек, около 500 получили тяжелые ранения.

28 июня 1992 года в Омске во время авиашоу, посвященного дню города у спортивного самолета ЯК-52 Марьяновского спортивно-технического центра отказал двигатель и самолет упал. Пилот - Сергей Сокол, бывший чемпион России по высшему пилотажу, - погиб.

В июне 1997 года в Колорадо потерпел катастрофу истребитель "А-86", демонстрировавший фигуры высшего пилотажа. Самолет внезапно потерял управление и упал в пригороде Денвера.

26 июля 1997 года 9 человек погибли и 55 были ранены в результате авиакатастрофы на празднике в бельгийском аэропорту Остенде. Самолет типа "Икс-Т-300" /буквы латинские/ врезался в землю, завершая "мертвую петлю". Разлетевшиеся от взрыва горящие обломки упали на толпу, скопившуюся рядом с трибунами.

В сентябре 1997 года в ходе "Чесапикского воздушного шоу" в окрестностях Балтимора разбился созданный с использованием технологии "стелс" новейший истребитель-бомбардировщик Ф-117 "Найтхок" стоимостью 45 млн долларов. Машина упала в пригородном жилом районе. Пострадало шесть местных жителей. Пилот благополучно катапультировался.

19 апреля 1998 года два пилота погибли в результате столкновения двух одномоторных бипланов на высоте чуть более 450 метров во время авиационного праздника близ города Киссимми /штат Флорида/. Никто из 5 тыс зрителей не пострадал. Главная причина катастрофы - облачность и порывы ветра, достигавшие 50 километров в час.

30 мая 1999 года во время авиационного ретро-шоу в Австралии разбился одномоторный самолет выпуска 50-х годов. Он врезался в землю в нескольких метрах от взлетно-посадочной полосы на военно-морской базе "Альбатрос". Два пилота погибли.

6 июня 1999 года во время проведения в Братиславе /Словакия/ международного авиационного праздника разбился британский военный учебный самолет "Хоук 200". Пилот погиб. Еще одной жертвой стала женщина, наблюдавшая за авиашоу с крыши одного из близлежащих домов. Ее сбила оттуда возникшая в результате взрыва сильная воздушная волна. От полученных ранений женщина скончалась.

29 июля 1999 года два небольших самолета столкнулись на авиашоу в американском городе Ошкош /штат Висконсин/. Боевой "Корсар" времен второй мировой войны во время взлета задел крылом другой самолет, рухнул на бетонную полосу и загорелся. Пострадал пилот одной из машин.

18 сентября 1999 года во время авиашоу в Эрмело /ЮАР/ разбился легкий самолет. Пилот и пассажир погибли.

19 марта 2000 года во время шоу, проходившего близ авиабазы Кингсвилл /штат Техас/, потерпел катастрофу истребитель F-16.

18 июня 2000 года во время показательных полетов на базе ВМС США Уиллоу-Гроу, штат Пенсильвания, разбился многоцелевой истребитель F-14 "Томкэт". Пилот и штурман самолета погибли. Истребитель упал на землю при выполнении завершающего маневра за минуту до посадки.

3 июня 2001 года два пилота погибли в результате катастрофы старого боевого самолета во время авиашоу в графстве Кент /Великобритания/. Самолет "Вампир", выпускавшийся в 1950-х в Швейцарии, был восстановлен энтузиастами специально для участия в воздушном празднике. Вторая за те же сутки трагедия произошла в ходе авиашоу близ местечка Брумли в английском графстве Кент. Американский истребитель "Кинг-кобра" выпуска времен Второй мировой войны рухнул на землю и взорвался в 100 метрах от зрительских трибун. Пилот погиб.

10 июня 2001 года два реактивных учебных самолета Л-39 столкнулись и разбились во время показательных выступлений на аэродроме Левашово под Санкт-Петербургом. Одному из пилотов удалось катапультироваться, второй погиб.

17 июля 2001 года под Псковом во время демонстрационного полета на празднике, посвященном 85-летию создания Морской авиации, потерпел катастрофу истребитель Су-33. Погиб находящийся за штурвалом заместитель командующего морской авиацией ВМФ России, генерал-майор Тимур Апакидзе.

20 апреля 2002 года истребитель ВМС США разбился во время авиашоу на базе ВМС США Пойнт Мугу в Калифорнии. Истребитель QF-4, летевший на малой высоте, врезался в землю. Оба члена экипажа погибли. Причиной катастрофы стали неполадки в двигателе.

Данные агентства ИТАР-ТАСС.

Похожие публикации