Анализ как весел грохот летних бурь. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Сияет солнце, воды блещут

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Другие редакции и варианты

3   Гроза нахлынувшею тучей

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 3;

        Изд. 1900 . С. 187.


11   Тревожно [свищут] их вершины

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 3.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 3; Альбом Тютч. - Бирилевой.

Список - Альбом Тютчевой (с. 128).

Первая публикация - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 32. Вошло в Изд. 1854. С. 65; Изд. 1868. С. 107; Изд. СПб., 1886. С. 176; Изд. 1900. С. 187.

Печатается по автографу из Альбома Тютч. - Бирилевой.

В автографе РГАЛИ 11-я строка исправлена. Первоначально она читалась: «Тревожно свищут их вершины». Поэт заменяет глагол «свищут» на «ропщут» («Тревожно ропщут их вершины»). Поправка свидетельствует о стремлении Тютчева одухотворить образ. В автографе Альбома Тютч. - Бирилевой (более позднем) поправка учтена. В автографах представлен вариант 3-й строки: РГАЛИ - «Гроза нахлынувшею тучей», Альбом Тютч. - Бирилевой - «Гроза, нахлынувшая тучей». Использование разных синтаксических конструкций изменяет смысловые оттенки образа: в первом автографе гроза появляется в виде тучи, во втором гроза - явление самостоятельное, одним из признаков которого выступает темное облако, несущее дождь.

До Изд. 1900 публиковалось без деления на строфы и с вариантом 3-й строки по автографу из Альбома Тютч. - Бирилевой («Гроза, нахлынувшая тучей»). В Изд. 1900 строфы выделены и 3-я строка представлена в варианте автографа РГАЛИ («Гроза нахлынувшею тучей»).

Датируется 1851 г. на основании списка в Альбоме Тютчевой.

Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквой «К.!» (Красота!) (ТЕ. С. 146).

В. Ф. Саводник цитировал стихотворение в доказательство той мысли, что «Тютчев при изображении природы обыкновенно сосредоточивает свое внимание на одном избранном моменте, и благодаря такому сосредоточению пейзажи его приобретают характер особенной законченности, а обилие метко схваченных деталей придает им яркую наглядность» (Саводник. С. 170). «Этот желтый лист, «крутясь», слетающий на дорогу, - писал исследователь, - мастерский заключительный штрих, завершающий всю картину и придающий ей яркую жизненность» (там же. С. 171) (А. Ш. ).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Как весел грохот летних бурь», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Значительную часть своей жизни Тютчев провёл за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Вернувшись в Россию, поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». История создания стихотворения

4 слайд

Описание слайда:

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, - И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

5 слайд

Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

6 слайд

Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ прах летучий небесную лазурь под незримою пятой лесные исполины сквозь внезапную тревогу весел грохот летних бурь гроза … набежит дубрава задрожит гнутся исполины ропщут вершины гроза, нахлынувшая тучей как под незримою пятой, лесные гнутся исполины тревожно ропщут … вершины, как совещаясь меж собой

7 слайд

Описание слайда:

Перед нами только буря - преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя ещё не упали. Приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь», ощущается задолго до её начала. Природа словно готовится к приходу этой необычной гостьи, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, так ведёт себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

8 слайд

Описание слайда:

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури. Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задаёт позитивно окрашенное слово - «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры и эпитеты, усиливающие этот образ. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

9 слайд

Описание слайда:

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление жёлтого листа, даёт понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – позднее лето. О приближении осени свидетельствуют звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист. Чтобы ярче передать происходящее и помочь читателю услышать звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

10 слайд

Описание слайда:

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить. Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

11 слайд

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Произведение «Как весел грохот летних бурь…» было создано в 1851 г., поэтому относится к позднему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Эта пейзажная зарисовка не наполнена глубоким философским смыслом, а являет собой простое наблюдение за явлением природы.

Тема анализируемого стихотворения – летняя буря, гроза. Федор Иванович утверждает, что даже в самых страшных природных явлениях можно разглядеть прекрасное. Стихия, по его мнению, – страх и веселье одновременно.

В центре стихотворения летний день, растревоженный непогодой. За ним наблюдает лирический герой, который до конца произведения остается на заднем плане. Тем не менее, понаблюдав за настроением, преобладающим в стихах, можно предположить, что герой радуется чему-то.

Ф.И. Тютчев начинает описывать стихию с ее наступления. Он рассказывает, как буря веселит своим грохотом, а туча с грозой постепенно вытесняет «небесную лазурь». Когда же буря начинает чувствовать себя полноправной хозяйкой, она начинает играть с дубравой. Автор восхищается шумом деревьев, о чем подсказывает риторическое восклицание. Сильный ветер не обходит стороной и лесные деревья. Под его напором они наклоняются и тревожно совещаются между собою.

Шум деревьев не заглушает свист птиц. Наконец лирический герой замечает, как с дерева слетает первый желтый лист. Видимо, это первый предвестник осени, которая приближается с каждым днем. Героя воспоминания о ней не радуют, так как в последних строках заметна легкая грустинка. Она подчеркивается и оборванной синтаксической конструкцией.

В произведении Ф.И. Тютчева можно выделить две смысловые части: в первой автор рассказывает о том, как надвигается буря, во второй описывает ее проделки. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой. Текст поделен на два восьмистишия (октавы). Для объединения строк Ф.И. Тютчев использовал кольцевую рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Для создания пейзажной зарисовки поэт использовал художественные средства. Главную роль играют метафоры, которые не только позволяют представить картины природы выразительно, но и наполняют их звуками: «гроза вдруг на дубраву набежит», «гроза… смутит небесную лазурь…», «вся дубрава задрожит», «тревожно ропщут их вершины». Эпитеты играют вспомогательную роль, многие из них выражены наречиями: «тревожно ропщут», набежит «опрометчиво-безумно», «лесные исполины», «немолчно слышен», желтый лист». Сравнение в тексте одно: «ропщут, как совещаясь между собою».

Заметную роль в стихотворении играет аллитерация. Например, при помощи слов с согласным «р» передается звук грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит». Лексемы с согласными «ш», «с», «ж» помогают воспроизвести шум деревьев: «дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Анализируемое произведение Ф.И. Тютчева – прекрасный образец динамичного пейзажа, наполненного звуками.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Как весел грохот летних бурь..."

Поэзия грозы

Ф. И. Тютчев в своем творчестве наиболее часто обращался к описанию природы, его пейзажи наполнены образами, они оживотворены. В описании природы, автор всегда показывает ее живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Любуясь красотой природы, автор передает очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая ее особенности в разную пору года. В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом.

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задает позитивно окрашенное слово - «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры, усиливающие этот образ: нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога.

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении - ранняя осень. Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.

Чтобы ярче передать происходящее событие и помочь читателю понять тончайшие оттенки жизни, а также услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует ее состояние и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях.

Похожие публикации