Народы и этносы римской империи. Древние римляне имели греческое происхождение? Божественная теория происхождения

23.0. Итальянский полуостров до полного завоевания его римлянами был заселен народами различного происхождения. Самыми значительными из них были греки-колонисты на юге, латины в центре и этруски, жившие к северу от Тибра. Этруски, возможно, пришли из Азии. К концу республиканского правления (начало I в. до н.э.) они славились своими авгурскими книгами (libri augurales) или истолкованиями оракулов и особенно гаруспициями - изучением внутренностей принесенного в жертву животного. Ни один из этих текстов не сохранился до нашего времени. Археологические источники не могут дать нам удовлетворительного понятия о верованиях этрусков.

23.1. Индоевропейский народ латинов, сосредоточенный сначала в центральном регионе, получивший название Древнего Лациума, основал город (urbs) Рим 21 апреля 753 г. до н.э. В VI в. до н.э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен. В Риме сменяется семь более или менее мифических царей, из которые первые четверо были латинами, а трое других - этрусками. Тарквиний Гордый, последний из них, был, судя по всему, изгнан населением Рима, где установилось республиканское правление. Республика продолжает экспансионистскую политику в средиземноморском регионе, вследствие чего возрастает роль полководцев, которые стремятся сосредоточить все государственные функции в своих руках. В 45 г. до н.э. самый талантливый из них - Юлий Цезарь - провозглашает себя пожизненным диктатором и императором, но 15 марта 44 г. погибает под кинжалами группы сенаторов-республиканцев. Его племянник Октавиан, принявший почетный титул Августа, станет императором в 27 г., однако республиканские институты формально будут сохранены. После смерти в 14 г. н.э., в возрасте семидесяти шести лет, Августа причислят к лику богов. Римская империя, которая во II в. н.э. занимает весь средиземноморский бассейн, Малую Азию, Западную, Центральную и Юго-восточную Европу, в 395 г. разделится на Западную и Восточную или Византийскую (по названию основанной в 330 г. Константином I столицы Константинополь на месте древнего города Византии): первая из них будет завоевана германцами в 476 г., а вторая - турками-османами в 1453 г.

23.2. Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации» - термин Жоржа Дюмезиля, который отмечает, в частности, что описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Тот же Ж.Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и защитника). В древнее жреческое сословие входят царь (rexsacrorum) религиозная функция которого сохранится и в эпоху Республики, фламины трех богов или старшие фламины (фламины Юпитера, фламины Марса, фламины Квирина) и верховный понтифик или глава всех жрецов - этот пост, начиная уже с Цезаря, станет неотъемлемой принадлежностью императорского титула.

Римскую религию часто сравнивают с иудаизмом и конфуцианством. Подобно первому, она уделяет большое внимание конкретному историческому событию; подобно второму, исповедует религиозное уважение к традиции и необходимость социального долга, выраженного понятием «благочестие».

23.2.1. Само основание Рима, как много раз подчеркивалось, носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (роmerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти. Божества более позднего происхождения, даже самые важные - такие, как Юнона Регина помещались вне померия, главным образом, на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик: богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и др.

Древняя триада Юпитер-Марс-Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и хтонической богиней Вестой, в эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер Оптимус Максимус-Юнона-Минерва. Этим богам, соответствующим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. Диктатор Авл Постумий учреждает еще одну триаду на Авентинском холме: Церера (Деметра), Либер (Дионис), Либера (Кора) (см. 8.3). Римляне включали в свою религию местные культы по мере того, как занимали территорию соседних богов. В числе прочих на Авентин переселяется знаменитая лунная богиня Диана Немийская (или Арицийская), покровительница беглых рабов.

23.2.2. Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам - Ларам и Пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших - Маны и Лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пишу, возложенную на их могилы.

Начиная с 399 г. до н.э. римляне все чаще совершали жертвоприношения, получившие название лектистернии, парным группам богов, чьи статуи выставлялись в храмах (Аполлон-Латона, Геркулес-Диана, Меркурий-Нептун).

23.2.3. Римские жрецы составляли коллегию, куда входили рекс сакрорум, понтифики и их глава - верховный понтифик, трое старших фламинов и двенадцать младших фламинов. К понтификальной коллегии относились шесть весталок, избранные в возрасте от шести до десяти лет на тридцатилетнее служение Весте, во время которого они обязаны были хранить девство. В случае нарушения запрета их замуровывали заживо. Сходная корпорация существовала в империи инков. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь.

Коллегия авгуров использовала этрусские (либри гаруспицини, либри ритуалес и либри фульгуралес) и греческие оракулы (Сивиллины книги, сохранившиеся в еврейских и христианских переработках) для установления благоприятных и неблагоприятных дней. Кроме того, в Риме существовали специфические религиозные образования - Фециалы, Салии, покровители полей Арвальские братья, Луперки, которые во время отмечавшихся 15 февраля Луперкалий хлестали женщин ремнями из козлиной кожи, чтобы обеспечить их плодовитость (слово Lupa, волчица, являлось синонимом «проститутки» и шире - сексуальной разнузданности; мистический основатель города Ромул и его брат Рем были вскормлены волчицей).

23.3. Как справедливо отметил Арнальдо Момильяно, религиозное рвение римлян заметно возрастает в императорскую эпоху. Цезарь и Август после смерти были причислены к лику богов. Хотя это не привело к автоматическому обожествлению их преемников, был создан прецедент, вошедший в практику позднее, когда императора и даже его близких нередко начинают обожествлять уже при жизни. Равным образом, Цезарь осуществил ставшее нерасторжимым слияние двух функций: императора и религиозного главы - верховного понтифика. Подобно культу древних богов, культ императора получил своих жрецов и свои обряды. Императорам посвящались храмы - либо отдельные, либо связанные с каким-либо почитаемым предшественником или с поздним божеством Рома, эпонимом города. В III в. императоры стремятся идентифицировать себя с богами: Септимий Север и его жена Юлия Домна почитаются как Юпитер и Юнона.

23.4. Культ императоров являет собой новшество, ознаменовавшее конец традиционной римской религии, ее переход на стадию упадка или кича. О чем-либо жизнеспособном в эту эпоху можно говорить только применительно к интеллектуальному синтезу в духе эллинизма, с одной стороны (см. 33), и к тайным культам, с другой (см. 26). Стараясь остановить массовое распространение христианства языческие писатели прибегают к платоновской экзегетике древних мифов, придавая им тем самым всеобъемлющее символическое значение. Цельс во II в., Порфирий в III в., император Юлиан, «языческая партия» Симмаха и платоники Макробий и Сервий в конце IV в. пытаются противопоставить христианскому тоталитаризму плюралистическое религиозное видение на основе платоновской герменевтики, стремясь тем самым реабилитировать и облагородить все верования прошлого - даже те, которые на первый взгляд сильнее всего оскорбляли разум. Римская элита будет культивировать эти верования вплоть до падения Империи, после чего они продолжат свое подпольное существование в Византии.

23.5. Библиография. Eliade, H 2, 161–68; R.Schilling, Roman Religion: The Early Period, in ER 13, 445–61; A.Momigliano, The Imperial Period, in ER 13, 462–71 (с обширной библиографией).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Многие современные ученые склоняются к миграционной теории происхождения римлян, согласно которой галлы, италики и этруски пришли на территорию Апеннин извне. Эти более сильные племена согнали с земель местное население и заняли его территорию.

Например, родственное грекам племя "италики" считается одним из индо-европейских племен, которые пришли на Апеннины во II веке до н.э. и вытеснили автохтонное население Италии.

В I веке до н.э италики распались на две группы: латино-сикульскую (область Лаций) и умбро-сабельскую (предгорья Апеннин). Кроме италиков, на территории полуострова в Этрурии проживало таинственное племя этрусков, о происхождении которых ученые спорят столетиями. Одна из самых современных теорий их происхождения гласит, что этруски произошли от племен, проникших сюда из Малой Азии, и смешались с народами, мигрировавшими из-за Альп. Об этом говорит схожесть культур. Другие утверждают, что этруски были коренным народом Греции, изгнанным из родных мест эллинами.

Еще одной группой племен были иллирийцы: венеты (Венеция) и япиги (Южная Италия), родственные народам Балкан. Жили на Апеннинах и греки, которые в VIII - VI веках до н.э. освоили Сицилию, Кампанию и южное побережье Италии.
Таким образом, римляне возникли в результате смешения и взаимообогащения народов и к концу I века оформились в единый народ со своей культурой, языком и письменностью.

Божественная теория происхождения

Эту вполне официальную легенду об основании Рима все знают по школьной программе.
Согласно ей, в латинском городе Альба-Лонга (Лация) правил царь Нумитор, который был смещен с престола своим коварным братом. Сильвия, дочь опального царя Рея, вынужденно стала весталкой - жрицей богини Весты и должна была оставаться безбрачной.

У бога Марса очевидно были на Рею свои планы, и она родила от него близнецов: Ромула и Рема. Дядя повелел бросить младенцев в Тибр, но те выплыли в плетеной корзине на берег, где их вскормила волчица, а потом подобрал и воспитал пастух Фаустул. Братья выросли, вернулись в Альбу-Лонгу, узнали о себе всю правду, убили коварного дядю, восстановили на престоле отца, а потом отправились искать место для нового поселения.

Поссорившись с братом из-за того, где надо строить новый город, Ромул убил Рема, затем на Палатинском холме основал город, которому и дал свое имя.

Чтобы увеличить население Рима, Ромул предоставил пришлым людям такие же права, как и первопоселенцам. В город стали стекаться беглые рабы, авантюристы и изгнанники.
Согласно преданиям, изначально в Риме не хватало женщин, и горожане вынуждены были пойти на хитрость. Они заманили к себе на праздник соседей-сабинян (одно из племен италиков) с женами, перебили мужчин и захватили женщин. Правда, после этого римлянам пришлось отбиваться от недовольных соседей, но войско Ромула справилось с этим. Военная слава Рима привлекла в город этрусков, которые заняли соседний холм. Когда же на Рим двинулось все войско сабинян, на выручку коварным горожанам пришли их новые жены-сабинянки. Женщины показывали своим братьям и отцам младенцев и умолили сабинян пощадить Рим.
Вскоре хитрый Ромул стал царем объединенных народов. Таким образом, происхождение римлян от смешения народов, заселивших холмы будущего великого города, подтверждается.

Троянская теория

Того, что в истории основания Римской империи свою роль сыграли жители Трои, не отрицают даже ученые. Они ссылаются на легенды, которые, по идее, могли появится позже: как обоснование божественной власти римских императоров. В пользу этой теории говорят и литературные источники.
Согласно им, троянец Эней, сын героя Анхиса и богини Афродиты, после того, как греки ворвались в город, сумел спастись, выведя из полыхающей Трои юного сына и вынеся на плечах престарелого отца. Под его руководством троянцы построили корабли и пустились по морю к Италии, которая была обещана Энею богами, как земля, где его народ сможет жить дальше. Много приключений ждало Энея: и чума на Крите, и бури в море, и влюбленная царица Карфагена Дидона, не желавшая отпускать троянца, и извержение Этны, и даже посещение Энеем Аида, пока наконец корабли троянцев не прибыли на Апеннины и, пройдя вверх по Тибру, не остановились в области Лация.

Здесь Эней женился на дочери местного царя Латина, был вынужден сразиться с ее бывшим женихом и победить его. Затем Эней основал город Лавнии.

После смерти Латина, он возглавил его царство под именем Юла, спустя годы пал в бою с могущественными этрусками и стал почитаем под именем Юпитера.

А его сын Асканий основал город Альбу-Лонгу, который и был родным городом основателя Рима Ромула.
В другой версии этой легенды сына Энея зовут Юл, и именно ему дается видение о том, что Италия станет новой родиной троянцев, а направление молний с небес показывают троянцам путь.

Откуда взялись латиняне

Однако божественные версии происхождения римлян не объясняют, откуда, собственно, взялись те самые латиняне, встретившие Энея в Лации. Историк Дионисий Галикарнасский в труде «Римские древности» пишет о том, что латинянами племя стало называться только при царе Латине, а до этого его именовали не иначе как аборигины, которые «остались обитать на одном и том же месте, никем более не изгнанные». То есть речь, скорее всего, идет о народе, который обитал на Апеннинах издревле.
Катон Старший говорил о происхождении аборигинов, что это были «сами эллины, населявшие некогда Ахайю и переселившиеся оттуда за много поколений до Троянской войны». Таким образом, мы приходим к ахейцам - древнегреческому племени, которое когда-то обитало в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, а потом перебралось в Фессалию и позже - в Пелопонес. Они же могли во время колонизации Апеннин оказаться в Лации.


Вы родились в Древнем Риме и пережили первый год? Поздравляю! Перед вами еще каких-то 25 лет жизни. Конечно, это не означает, что вы не можете стать «почтенным» шестидесятилетним стариком. Но для этого надо много удачи. И стоит ли доживать, если старость – это болезнь?

Если бы вы родились в Древнем Риме, то прожить вы должны были в среднем 27 лет. Конечно, если вы выжили в первые месяцы жизни. Известно, что высокий уровень младенческой смертности был результатом состояния современной медицины тех времен, но не только. Убивали «бракованных» детей: их душили, топили, резали…

✔ Предварительный отбор (почти) натуральный

Это не было незаконным деянием. Закон двенадцати таблиц приказывал убивать детей с видимыми дефектами. Для римского общества в течение многих столетий это было очевидным и естественным. С пониманием к этому процессу относился известный философ Сенека Младший.

Здоровые младенцы также не могли чувствовать себя в безопасности. Отец мог убить малыша по какой-либо причине: из-за неподходящего пола потомства или подозрения, что ребенок – плод прелюбодеяния. В 1 году до нашей эры некий Илларион, рабочий из Александрии, писал своей жене: «Если ты успешно родишь, если это будет мальчик, оставь его в живых, а если девочка – брось». В других частях Римской империи было не лучше.

Отказ от ребенка – это не убийство, но младенцы и так, как правило, умирали от голода, холода или в пасти диких животных. Лишь в 4 веке с подачи христианства стали наказывать за детоубийство. Запрет на продажу в рабство подкидышей датируется 529 годом, когда западная часть Римской империи уже принадлежала истории.


✔ Очень трудное детство

Болезни и ближайшие родственники «устраняли» вместе 36% новорожденных. Остальные могли радоваться жизни. Если был пережит первый критический год, будущее выглядело уже гораздо лучше. Они могли дожить уже и до 33 лет в среднем. Но статистика и дальше была немилостивой: до десятого дня рождения доживало менее половины детей. Для тех, кому это удалось, средний возраст смерти был оценен в 44 с половиной года.

✔ Двадцатилетние счастливчики

Если вам было 20 лет, то вы могли считать себя счастливым: 60% ваших ровесников были уже мертвы. Лишь каждый третий римлянин доживал до 30 лет. Мужчины погибали в войнах, а женщины, рожая детей. Кроме того, на статистику смертности влияли данные о смертных казнях. «Сорок лет прошло, как один день», - мог бы сказать только каждый четвертый житель Римской империи. Но многие из тех, кто дожил до этого прекрасного возраста, сказали бы, что жизнь только начинается после 40. Некоторые именно тогда делали большую карьеру и даже становились императорами, например, как сорокалетний Марк Аврелий (в 161 году) или сорокасемилетний Септимий Север (в 193 году).


✔ Уже старость?

На заре существования Рима за начало старости принято было считать 46 лет. Сорокапятилетний Сципион, обращаясь к Ганнибалу, называл себя старым. Такое восприятие могло укорениться из-за того, что в обществе преобладали молодые люди. Лысеющие мужчины и седеющие женщины очень сильно выделялись из толпы. Лица, имеющие 50 и более лет, составляли всего 8% населения. Согласно Lex Iulia de maritandis ordinibus (закон о браке), женщины после 50 года жизни освобождались от брачных обязательств. Большинству из них и так оставалось лишь несколько лет на этой земле.

Если вы нашли себя среди 11% счастливчиков, которые отпраздновали свое шестидесятилетие, то все равно имели шансы! Стоит помнить, что в 193 году Пертинакс стал императором в возрасте 66 лет. Это вовсе не означает, что в римской истории нет лиц, которые прожили 80 лет. Примером может служить даже святая Елена, матерь императора Константина I. Но это не получилось прожить ни одному императору! Ближе всего к этим годам был Тиберий, который умер в возрасте 78 лет, и Гордиан I, завершивший сою жизнь суицидом на 79 весне жизни.


✔ Откуда эти данные?

Демографы, занимающиеся Римской Империей, имеют дело с твердым орешком, потому что хронологический и географический диапазон велик, а источников мало. Самым интересным из них является, так называемая таблица Ульпиана. Ее автор, римский адвокат, который умер в 223 году, разработал для нужд современной рентной системы таблицу ожидаемой продолжительности жизни. Представленные выше данные основаны на анализе этой таблицы авторства американского исследователя Брюса Фриера.

Не все демографы доверяют таблице Ульпиана. Некоторым средний возраст кажется слишком низким и пытаются использовать другие источники, в том числе, цензовые списки из Египта или надписи надгробий. В дополнение к средней продолжительности жизни, выплывающий из таблицы Ульпиана, предлагают другой расчет, например, 30 лет.

✔ Доживший до 30 лет – старец?

В древние времена долгое время принято было считать старость болезнью. Только под влиянием известного врача Галена (2 век нашей эры) она стала признаваться как естественный этап жизни. Вопреки тому, что говорит статистика, римляне порогом, от которого начинается старость, считали возраст около 60-66 лет. Это удивительно близко к современной геронтологии. Неслучайно знаменитый римский оратор Цицерон написал трактат о старости, когда ему был 61 год, посвятив его 64-летнему другу Аттику. Не стоит забывать, однако, что порог старости мог меняться в зависимости от социального статуса. Экономический разрыв, деливший элиту и простых людей, был огромен. Таким образом, санитарные условия, медицинская помощь и питание богатых и бедных определяли продолжительность и качество жизни.

Ри́мляне (самоназвание - романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ - лат. Populus Romanus ) - народ , зародившийся на территории Апеннинского полуострова , в регионе Лациум , в пределах города Рим . Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покорённых народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи . Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации .

Значительная часть римских граждан жила вне Апеннинского полуострова и прилегающих островов: к 28 году до н. э. было около 100 колоний и муниципий вне современной Италии .

Наука, изучающая римский язык и культуру, называется романистика .

Численность и расселение [ | ]

Согласно цензам число римских граждан с 70-69 года до нашей эры по 28 год до нашей эры увеличилась с 900 тысяч до 4 миллионов, а к 14 году нашей эры до 4,9 миллиона . Такой рост в 4,5 раза нельзя объяснить естественным приростом, поэтому по мнению некоторых ученых в перепись стали включать женщин и детей, но самая распространенная точка зрения, что в ту эпоху римское гражданство было даровано всем италикам . Стоит отметить, что рост числа римских граждан по цензам не противоречит данным о депопуляции древних римлян, так как увеличение числа римских граждан помимо естественного прироста происходило за счет предоставления гражданства новым группам населения. Например, при реформе Гракха в ценз вошло большое количество неимущих людей. Законы 90 и 89 года до нашей эры предоставили римское гражданство всем италикам, но процесс практического получения ими гражданства затянулся. В 49 году до нашей эры Цезарь даровал римское гражданство жителям Цизальпинской Галлии, а при Августе продолжилась политика предоставления римского гражданства романизированным провинциям (юг Испании, Сицилия, Нарбонская Галлия) .

Распределение римских граждан по территории государства в точности неизвестно, но Белох приводит такой расчет по Италии уже для 14 года нашей эры: при общем населении в 6-7 миллионов было 2 миллиона рабов и примерно 250 тысяч иностранных граждан . Б. Ц. Урланис пишет о значительном количестве римских граждан, проживающих вне Италии: к 28 году до нашей эры было около 100 колоний и муниципий вне территории современной Италии . Питер Брант оценивает число римских граждан в провинциях примерно в 375 тысяч человек к 28 году до нашей эры . По другим оценкам число римских граждан в провинции колебалось около отметки в 300 тысяч человек в 28-8 году до нашей эры . Точных данных о числе римских граждан в самом Риме тоже нет, но по данным Белоха в Риме было 1 790 особняков римской знати со средним числом жителей в 50 человек и 46 600 инсул со средним числом жителей в 15 человек .

Истоки римского этноса [ | ]

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена на севере. На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и, объединившись с местным племенем, создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса [ | ]

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (753 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах .

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем, происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 753 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако день 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важен в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен, а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все своё могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шёл. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город, а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами . Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики [ | ]

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса, патрицианские роды и плебеи, оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - по-видимому, коренное население города - обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном, сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы между сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию, сформировав нобилитет .

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы, римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

Римский сенат с неохотой раздавал гражданство и старался законсервировать уже существующий статус-кво. Члены Латинского союза получили гражданство после Латинских войн , а большая часть остальных италиков - только после Союзнической войны по закону Луция Юлия Цезаря 90 г. до н. э, и то римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния.

После подчинения Апеннинского полуострова, римляне стали активно набирать в армию италиков. Население города Рима также росло за счет прибывавшей массы италиков. Этому способствовал процесс разорения и обезземеливания италийского крестьянства. Для ветеранов и части жителей Рима основывались колонии по всей Италии.

Через систему гражданства, военную службу а также сеть римских колоний , раскинувшихся на Апеннинском полуострове, римляне постепенно ассимилировали многочисленные племена и народности, проживавшие в Италии. Латинский язык стал доминирующим и постепенно вытеснил все другие языки. Аристократия италиков постепенно влилась в римскую.

Кроме того, в результате римских завоеваний за пределами Италии, в римский народ постепенно начинают проникать неиталийские народности - главным образом в виде рабов и вольноотпущенников, а также переселенцев в г. Рим из провинций. Эти инородные элементы характеризуются пестротой этнического состава - греки, финикийцы, сирийцы, галлы, германцы и т. п. Все они постепенно вливались в римский плебс.

В результате гражданских войн погибло очень много представителей старой римской аристократии. Из известных 56 патрицианских родов, к началу III века до н. э. остается лишь 18. Их место постепенно занимают выходцы из регионов. Плебс в это время активно постоянно пополняется пришельцами из завоёванных областей и вольноотпущенниками.

Трансформация римского этноса во времена Империи [ | ]

В I-II вв. н. э. происходит постепенное растворение римского этноса в ассимилированном им и вновь формирующемся более многочисленном италийском (итало-римском) этносе. Этот процесс усугубляется ещё больше во времена Империи . В связи с тем, что римский народ образовался из италиков , получал из них постоянную подпитку в виде переселенцев, стекавшихся со всей Италии и вливавшихся в плебс, само понятие римский гражданин подразумевало определенную преемственность - как фамильную, так и культурно-этническую.

Во времена империи ситуация начала меняться. Уже не сенат, а император определял, кому даровать гражданство, руководствуясь личными мотивами. Старая римская аристократия исчезала. Её место занимала новая, формирующаяся по принципу богатства, и этническое происхождение её в большинстве случаев было не италийским, а восточным.

Кроме того, средством ассимиляции покоренных неиталийских народностей была служба в римской армии , получившая особую интенсивность после реформы, проведенной Гаем Марием (реформа римской армии 107 г. до н. э.). Перегрины , отслужив во вспомогательных войсках , а впоследствии и в легионах , получали право гражданства. В период империи легионы, располагавшиеся на границах, стали комплектоваться по месту дислокации, что привело к активной романизации близлежащего населения.

Тем не менее, несмотря на то, что собственно римский народ «утонул в массе италиков», римская культура и латинский язык стали доминирующими в западной части империи. Императоры раздавали гражданство жителям империи и вводили в сенат аристократию из провинций. Этот процесс был юридически оформлен эдиктом императора Каракаллы 212 года , предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи (Эдикт Каракаллы). Через систему гражданства, колонии и службу в армии к III веку н. э. неиталийские народности, проживавшие в Галлии, Испании, Северо-западной Африке и Балканах постепенно ассимилировались и стали считать себя римлянами - так называемый «процесс романизации », а эти территории стали называться «Старая Романия ». Этот процесс лишь поверхностно затронул Римскую Британию , в связи с её отдаленностью от центра, и практически не затронул восточные провинции, так как их культура, в основном эллинская , ни в чём не уступала римской. Таким образом, в Галлии возникла народность, называемая галло-римляне , в Испании - иберо-римляне , в Италии - итало-римляне , на Балканах - иллиро-римляне , в Дакии - дако-римляне , в Римской Африке - афро-римляне , в Реции - рето-римляне . Всех их объединяла общая культура - римская, единый язык - народная латынь , принадлежность к одному государству, общие законы, и ещё более консолидировало этносы появление единой религии - христианства .

Трансформация римского народа в современные романские народы [ | ]

После утраты римлянами государственности римский народ продолжил своё существование под управлением германских королей. Характерной этнической особенностью римлян в этот период была неоднократно отмечаемая историками политическая и военная пассивность, а также интенсивная деятельность на религиозном поприще. Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. , а фактически в 480 г. , после смерти последнего законного императора Юлия Непота , была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германцев, и каждый из романских регионов бывшей империи начал развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Прокопий Кесарийский обозначил Аэция Флавия как «последнего римлянина» - последнего выдающегося римского полководца, прославившегося победами. Последним национальным государством римлян считается Суассонская область комита Сиагрия в Галлии, павшая под натиском франков в 486 г. Такие римские анклавы существовали как в Галлии, так и в Испании и, возможно, в Британии - например, Амброзий Аврелиан , прототип короля Артура.

Наука, изучающая римский язык и культуру, называется романистика .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена на севере. На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

    Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и, объединившись с местным племенем, создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

    Формирование римского этноса

    Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (753 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах

    Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем, происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 753 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако день 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важен в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

    По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен, а война укрепила бы и сплотила население.

    Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все своё могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шёл. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

    - Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

    Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город, а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами. Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

    Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

    Римский народ во времена Республики

    Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса, патрицианские роды и плебеи, оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - по-видимому, коренное население города - обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном, сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы между сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию, сформировав нобилитет .

    Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы, римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

    Римский сенат с неохотой раздавал гражданство и старался законсервировать уже существующий статус-кво. Члены Латинского союза получили гражданство после Латинских войн , а большая часть остальных италиков - только после Союзнической войны по закону Луция Юлия Цезаря 90 г. до н. э, и то римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния.

    После подчинения Апеннинского полуострова, римляне стали активно набирать в армию италиков. Население города Рима также росло за счет прибывавшей массы италиков. Этому способствовал процесс разорения и обезземеливания италийского крестьянства. Для ветеранов и части жителей Рима основывались колонии по всей Италии.

    Через систему гражданства, военную службу а также сеть римских колоний , раскинувшихся на Апеннинском полуострове, римляне постепенно ассимилировали многочисленные племена и народности, проживавшие в Италии. Латинский язык стал доминирующим и постепенно вытеснил все другие языки. Аристократия италиков постепенно влилась в римскую.

    Кроме того, в результате римских завоеваний за пределами Италии, в римский народ постепенно начинают проникать неиталийские народности - главным образом в виде рабов и вольноотпущенников, а также переселенцев в г. Рим из провинций. Эти инородные элементы характеризуются пестротой этнического состава - греки, финикийцы, сирийцы, галлы, германцы и т. п. Все они постепенно вливались в римский плебс.

    В результате гражданских войн погибло очень много представителей старой римской аристократии. Из известных 56 патрицианских родов, к началу III века до н. э. остается лишь 18. Их место постепенно занимают выходцы из регионов. Плебс в это время активно постоянно пополняется пришельцами из завоёванных областей и вольноотпущенниками.

    Трансформация римского этноса во времена Империи

    В I-II в. н. э. происходит постепенное растворение римского этноса в ассимилированном им и вновь формирующемся более многочисленном италийском (итало-римском) этносе. Этот процесс усугубляется ещё больше во времена Империи . В связи с тем, что римский народ образовался из италиков , получал из них постоянную подпитку в виде переселенцев, стекавшихся со всей Италии и вливавшихся в плебс, само понятие римский гражданин подразумевало определенную преемственность - как фамильную, так и культурно-этническую.

    Во времена империи ситуация начала меняться. Уже не сенат, а император определял, кому даровать гражданство, руководствуясь личными мотивами. Старая римская аристократия исчезала. Её место занимала новая, формирующаяся по принципу богатства, и этническое происхождение её в большинстве случаев было не италийским, а восточным.

    Кроме того, средством ассимиляции покоренных неиталийских народностей была служба в римской армии , получившая особую интенсивность после реформы армии Гаем Марием 157 до н. э. - 86 до н. э.. Перегрины , отслужив во вспомогательных войсках , а впоследствии и в легионах , получали право гражданства. В период империи легионы, располагавшиеся на границах, стали комплектоваться по месту дислокации, что привело к активной романизации близлежащего населения.

    Тем не менее, несмотря на то, что собственно римский народ «утонул в массе италиков», римская культура и латинский язык стали доминирующими в западной части империи. Императоры раздавали гражданство жителям империи и вводили в сенат аристократию из провинций. Этот процесс был юридически оформлен эдиктом императора Каракаллы 212 года , предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи (Эдикт Каракаллы). Через систему гражданства, колонии и службу в армии к III веку н. э. неиталийские народности, проживавшие в Галлии, Испании, Северо-западной Африке и Балканах постепенно ассимилировались и стали считать себя римлянами - так называемый «процесс романизации », а эти территории стали называться «Старая Романия ». Этот процесс лишь поверхностно затронул Римскую Британию , в связи с её отдаленностью от центра, и практически не затронул восточные провинции, так как их культура, в основном эллинская , ни в чём не уступала римской. Таким образом, в Галлии возникла народность, называемая галло-римляне , в Испании - иберо-римляне , в Италии - итало-римляне , на Балканах - иллиро-римляне, в Дакии - дако-римляне , в Римской африке - афро-римляне, в Реции - рето-римляне . Всех их объединяла общая культура - римская, единый язык - народная латынь , принадлежность к одному государству, общие законы, и ещё более консолидировало этносы появление единой религии - христианства .

    Трансформация римского народа в современные романские народы

    После утраты римлянами государственности римский народ продолжил своё существование под управлением германских королей. Характерной этнической особенностью римлян в этот период была неоднократно отмечаемая историками политическая и военная пассивность, а также интенсивная деятельность на религиозном поприще. Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. , а фактически в 480 г. , после смерти последнего законного императора Юлия Непота , была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германцев, и каждый из романских регионов бывшей империи начал развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

    Прокопий Кесарийский обозначил Аэция Флавия как «последнего римлянина» - последнего выдающегося римского полководца, прославившегося победами. Последним национальным государством римлян считается Суассонская область комита Сиагрия в Галлии, павшая под натиском франков в 486 г. Такие римские анклавы существовали как в Галлии, так и в Испании и, возможно, в Британии - например, Амброзий Аврелиан , прототип короля Артура.

    Самосознание населения как римлян и принадлежащих к римскому народу отчасти сохранялось ещё в период раннего средневековья, что видно по «варварским кодексам», где противопоставлялся германец и римлянин, например Салическая правда в Галлии, которая написана на вульгарной латыни. В Галлии романское население после утраты государственности и завоевания франками старалось сблизится с завоевателями, это проявлялось и в смешанных браках и принятии германских имен. Этому же способствовала общая религия и политика франкских королей, что можно наблюдать в «Истории франков» Григория Турского. Такие тенденции наблюдались и в Испании.

    Дольше всего римская народность продержалась в Италии, как в связи с тем, что Италия была главным римским и наиболее романизированным регионом и здесь находился г. Рим, так и то, что завоевателям - чужеземцам не удавалось удержаться здесь надолго и создать своё государство. Население Италии и прилегающих областей во времена

Похожие публикации